1. В школе скучно
Это самая распространенная причина. Раньше школа была окном в мир: вокруг был унылый и нелёгкий быт, а в школе — рассказы географа о необыкновенных странах и приключениях, картинки в учебниках и книгах (дома у многих ни одной книжки не было), и наши прадеды и прабабушки с радостью спешили в школу.
Сейчас же всё устроено по-другому: вокруг интересный мир, полный информации, развлечений, эмоций, красок. И учителю нужно постараться, чтобы заинтересовать школьников так же сильно. Но к сожалению, многие учителя и школы не могут угнаться за жизнью. И детям там скучно.
Что делать? Лучшие из учителей умеют дать детям то, чего никто больше дать не может, — живое общение с понимающим взрослым. Они будят мысль и учат ловить кайф от решения задач, анализа художественного текста или исторической ситуации. Стоит попробовать найти школу, где такой учитель есть, хотя бы один. Но лучше несколько.
2. Ничего не получается
Есть дети, которые не способны продемонстрировать высокую школьную успеваемость. Они не слышат учителя на уроке, не успевают делать задания, не могут быстро усвоить материал. Причины могут быть разными: дефицит внимания, задержки развития или специфические трудности с чтением, письмом и счётом. Многие задержки постепенно компенсируются и сходят на нет, но ребёнок уже привык считать себя аутсайдером. Он отстал от программы, не хочет учиться и ассоциации со школой у него однозначно плохие: это место, где он вечный неудачник. Ведь зачастую в наших школах если ученик не может постараться так, чтобы получилось, то он плохой и негодный.
Что делать? Менять ситуацию. Иногда для этого приходится работать с логопедом, преподавателем или психологом, иногда — менять школу или даже форму обучения. Не бывает прирождённых двоечников. Не бывает «просто ленивых и нерадивых». Постоянные двойки — не вина ученика, каждый может и должен получать знания в своём темпе. Мы поможем вашим детям улучшить память, концентрацию и успеваемость, а также отучиться от лени.
3. Нет сил и настроения
Ребёнок не хочет не только учиться, но и вообще ничего. Есть дети, у которых сил, настроения, здоровья всегда чуть меньше, чем нужно или даже намного меньше. Такие дети могут прийти из школы и лечь спать. Но иногда даже активные дети могут устать. И скорее всего это будет не лень, а защитный механизм тела и психики.
Что делать? Разрешать иногда пропускать школу, отдыхать и валяться в постели. Устраивать дополнительные каникулы. Поверьте, здоровье дороже пропущенных занятий!
4. Страх неудачи
Мотивацию к учёбе можно убить страхом соревнования или экзаменов. Дети конкурируют между собой, родители накаляют обстановку вопросами: «А почему не пять?», страх завалить экзамен берет верх над разумом. И тут уже не до учёбы. Ученику страшно не оправдать ожиданий, ощутить себя неудачником. И многим проще не учиться вообще и сойти с дистанции, ведь так безопаснее: если не играть, то и не проиграешь. И в результате страх не показать результат убивает удовольствие от процесса.
Что делать? Избавляться от страха: убирать конкурентную среду, не накручивать своего ребёнка и не выгонять его из дома за двойки. Научите и научитесь получать удовольствие от процесса, а не только от результата.
5. Другие интересы
Ребёнок доучился до девятого класса в хорошей школе и вдруг упёрся: не хочу высшее образование, хочу быть массажистом или фотографом, учить других краситься или вообще зарабатывать на стримах. А ещё может хотеться приключений, куда-то поехать, что-то посмотреть, попробовать одно и другое.
А родители сидят и чешут затылок: с одной стороны, высшее образование и диплом специалиста… С другой — кто сказал, что человек, который просидел штаны в вузе, непременно умнее и счастливее? С третьей — ребёнок должен получить свой жизненный опыт, с четвёртой — вдруг потом пожалеет, а будет труднее наверстать, а армия, а…
Что делать? В разных случаях по-разному. Всё зависит от того, насколько серьёзен интерес подростка и что он готов делать, чтобы следовать своему жизненному плану. В любом случае «заставить силой» или «просто отойти в сторону» не лучший вариант: такие вещи нужно обсуждать вместе.