Найти в Дзене
O K

Из Петербурга в Москву на теплоходе

На борту "Очарованного странника"
На борту "Очарованного странника"

Путешествие из Санкт-Петербурга в Москву на теплоходе "Очарованный странник" началось у нас на причале речного вокзала у станции метро "Пролетарская" в 7 часов вечера. До этого мы приехали из Москвы на ночном поезде и успели днём погулять по Петергофу. У причала стояло сразу несколько теплоходов пришвартованных бортами друг к другу. К нашему "Очарованному страннику" пришлось проходить сквозь салон соседнего корабля. На стойке регистрации получили ключ от своей каюты, побросали вещи в номере, осмотрелись и поднялись на верхнюю палубу наблюдать за тем, как наш теплоход будет отчаливать от пристани.

Теплоходы у причала речного вокзала в Питере
Теплоходы у причала речного вокзала в Питере

Всем пассажирам, собравшимся на верхней палубе, выдали по надувному шарику, который надо было отпустить под звуки гимна "Очарованного странника", исполняемого музыкальной командой теплохода при отправлении.

Салют из разноцветных шариков в небе над Питером
Салют из разноцветных шариков в небе над Питером

Стояла отличная погода и путешествие обещало быть таким же безоблачным.

По пути следования из Питера в Ладожское озеро
По пути следования из Питера в Ладожское озеро

Мы не уходили с палубы и продолжали снимать всё, что попадалось в объектив, и вдруг по правому борту из-за верхушек деревьев стало просматриваться нечто похожее на Кижи, хотя до них явно было ещё далеко.

Мираж в лесу
Мираж в лесу

Сначала было трудно разобрать за листвой, что это за строения.

Когда открылся вид на колокольню и деревянный храм с многочисленными куполами, стало ясно, что это не мираж
Когда открылся вид на колокольню и деревянный храм с многочисленными куполами, стало ясно, что это не мираж

Оказывается под Питером есть свои Кижи. Находятся они в Невском лесопарке в усадьбе "Богословка". Этот архитектурный ансамбль был возведён вместо сгоревшего в 1963 году памятника древнего деревянного зодчества - Покровской церкви, построенной в 1708 году, по проекту Петра I.

Ближе к ночи, благо они в Питере - белые, на горизонте показалась крепость Орешек
Ближе к ночи, благо они в Питере - белые, на горизонте показалась крепость Орешек
На теплоходе по громкой связи сообщили, что все желающие послушать историческую информацию и увидеть крепостные стены поближе, могут брать технику и выходить на верхнюю палубу. Вот краткий исторический экскурс
На теплоходе по громкой связи сообщили, что все желающие послушать историческую информацию и увидеть крепостные стены поближе, могут брать технику и выходить на верхнюю палубу. Вот краткий исторический экскурс

Город-крепость Орешек - древний русский форпост в истоке Невы, основанный в 1323 году в Новгородской республике князем Юрием Даниловичем - внуком Александра Невского. В том же году был заключён договор новгородцев со шведами - Ореховский мир, который позже несколько раз нарушался. В 1612 году шведские войска взяли крепость измором после девятимесячной осады. Из 1300 защитников осталось около 100 обессилевших человек, умирающих от голода. Шведы назвали тогда крепость Нотебургом - "Ореховым городом", который был под их властью до 1702 года. В ходе Северной войны, Нотебург был отбит русскими войсками в ходе ожесточённой битвы, в которой участвовал Пётр I. В честь победы отлили медаль с надписью "Был у неприятеля 90 лет", и переименовали Нотебург в Шлиссельбург - "Ключ-город". Долгие годы крепость была тюрьмой. А в годы Великой Отечественной войны вновь подверглась осаде. С 1941 по 1943 год небольшой гарнизон оборонял крепость, не давая фашистам замкнуть кольцо блокады Ленинграда и перерезать дорогу жизни.

Около острова до недавнего времени не было причала, который позволял бы подходить к берегу круизным судам. Мы тоже прошли мимо. Пишут, что в Шлиссельбурге построили новую современную пристань для швартовки больших кораблей, и в крепости ждут гостей с теплоходов.

А у нас по плану была первая остановка в деревне Верхние Мандроги.

Такие карты с маршрутами лежали в каждой каюте
Такие карты с маршрутами лежали в каждой каюте
Закат на Ладожском озере
Закат на Ладожском озере

Перед поездкой начитались разных страшных историй про коварство и непредсказуемость Ладожского озера. Говорят, во время шторма волны Ладоги опаснее морских. Но с погодой нам повезло.

На Ладоге полный штиль
На Ладоге полный штиль

Ладожское и Онежское озёра соединяет река Свирь, и прежде, чем попасть в Мандроги, нам утром предстояло пройти Нижне-Свирский шлюз.

Наше первое шлюзование
Наше первое шлюзование

Прохождение шлюзов - захватывающее зрелище и настоящий аттракцион для туристов. Все высыпают на палубы наблюдать, как теплоход осторожно заходит в шлюз, ворота закрываются, и вода медленно начинает наполнять огромный бассейн, пока не поднимет корабль до верхних берегов.

На верхнем уровне шлюза до его открытия
На верхнем уровне шлюза до его открытия
Ворота медленно открываются
Ворота медленно открываются
Путь почти свободен. Река Свирь во всей красе
Путь почти свободен. Река Свирь во всей красе
Нижне-Свирская ГЭС. Шлюзы, как правило - не отдельно стоящие конструкции, а часть сложного гидротехнического узла с водохранилищами и гидроэлектростанциями
Нижне-Свирская ГЭС. Шлюзы, как правило - не отдельно стоящие конструкции, а часть сложного гидротехнического узла с водохранилищами и гидроэлектростанциями
После выхода теплохода из Нижне-Свирского шлюза
После выхода теплохода из Нижне-Свирского шлюза

По спокойной реке теплоход быстро доставил нас к месту "зелёной стоянки", про которую можно прочитать в статье "Мандроги".

Теплоходы стоят тесно прижавшись друг к другу у причала  в Мандрогах. Рядом с нашим "Очарованным странником" пришвартовался "Юрий Никулин"
Теплоходы стоят тесно прижавшись друг к другу у причала в Мандрогах. Рядом с нашим "Очарованным странником" пришвартовался "Юрий Никулин"
Пассажиры с теплоходов выходят на пристань
Пассажиры с теплоходов выходят на пристань
Произошла ротация - "Юрия Никулина" заменил "Валериан Куйбышев"
Произошла ротация - "Юрия Никулина" заменил "Валериан Куйбышев"

В Мандрогах мы прекрасно провели время, наелись шашлыков, побродили по "Поляне сказок", позагорали и вернулись обратно на теплоход. Вечером этого же дня нашему "Очарованному страннику" предстояло пройти ещё один шлюз на Свири по пути к Онежскому озеру.

На подходе к Верхне-Свирскому шлюзу
На подходе к Верхне-Свирскому шлюзу
Подошла наша очередь шлюзоваться
Подошла наша очередь шлюзоваться
Вместе с нами уместился ещё и "Константин Федин", с трудом втиснувшийся в узкую камеру шлюза
Вместе с нами уместился ещё и "Константин Федин", с трудом втиснувшийся в узкую камеру шлюза
Верхне-Свирский шлюз благополучно пройден
Верхне-Свирский шлюз благополучно пройден
Выход из Верхне-Свирского шлюза. "Константин Федин" опять будет следовать за нами
Выход из Верхне-Свирского шлюза. "Константин Федин" опять будет следовать за нами

Утром следующего дня мы уже проснулись на подходе к острову Кижи в Онежском озере. Там была наша вторая остановка, про которую я писала в статье "Кижи".

Вид на остров с борта "Очарованного странника", на котором мы покидали Кижи, заряженные позитивной энергией
Вид на остров с борта "Очарованного странника", на котором мы покидали Кижи, заряженные позитивной энергией
По пути нам встретился белоснежный "Георгий Жуков" на просторах Онежского озера
По пути нам встретился белоснежный "Георгий Жуков" на просторах Онежского озера

Из Онежского озера нам предстояло пройти через каскады шлюзов знаменитого Волго-Балтийского водного пути до места нашей очередной стоянки в Горицах.

Перед Вытегорским шлюзом №1
Перед Вытегорским шлюзом №1
"Очарованный странник" уже в камере шлюза №1, ждём, когда к шлюзу подойдёт "Константин Федин"
"Очарованный странник" уже в камере шлюза №1, ждём, когда к шлюзу подойдёт "Константин Федин"
Четырёхпалубный "Константин Федин" с трудом вписывается между стенками шлюза
Четырёхпалубный "Константин Федин" с трудом вписывается между стенками шлюза
Ещё один порог преодолён
Ещё один порог преодолён
"Константин Федин" снова будет нас преследовать
"Константин Федин" снова будет нас преследовать
Белоусовский шлюз №2
Белоусовский шлюз №2
Новинкинский гидроузел включает в себя шлюзы №3, №4, и №5. Они расположены на расстоянии всего лишь одного километра друг от друга и образуют своеобразную лестницу, где каждый шлюз поднимает корабли на 13,5 метров. В результате, на протяжении трёх километров мы забрались на 40,5-метровую высоту. Удивительное гидротехническое сооружение! И вид сверху захватывающий. Жаль только, фотографии, снятые в сгущавшихся сумерках не передают ощущение непередаваемо красивых просторов Волго-Балтийского водного пути
Новинкинский гидроузел включает в себя шлюзы №3, №4, и №5. Они расположены на расстоянии всего лишь одного километра друг от друга и образуют своеобразную лестницу, где каждый шлюз поднимает корабли на 13,5 метров. В результате, на протяжении трёх километров мы забрались на 40,5-метровую высоту. Удивительное гидротехническое сооружение! И вид сверху захватывающий. Жаль только, фотографии, снятые в сгущавшихся сумерках не передают ощущение непередаваемо красивых просторов Волго-Балтийского водного пути
У верхнего бьефа четвёртого шлюза расположена уникальная земляная дамба высотой 25 метров, которая держит весь этот объём воды
У верхнего бьефа четвёртого шлюза расположена уникальная земляная дамба высотой 25 метров, которая держит весь этот объём воды
Последняя ступенька сложного подъёма - шлюз №6 - Похомовский гидроузел.. Он поднимает суда на рекордные 20 метров. За нами по-прежнему следует по пятам "Константин Федин"
Последняя ступенька сложного подъёма - шлюз №6 - Похомовский гидроузел.. Он поднимает суда на рекордные 20 метров. За нами по-прежнему следует по пятам "Константин Федин"

Когда был пройден шестой шлюз, почти совсем стемнело. Нужно было уже ложиться спать - на следующий день нам предстояло совершить марш-бросок от очередной стоянки у пристани Горицы до Кирилло-Белозерского монастыря, потом до Ферапонтова монастыря, и успеть вернуться обратно в Горицы до отправления теплохода. Про эту авантюру можно прочитать в моей статье "Белозерские монастыри России".

Последний 7-й шлюз Волго-Балтийского водного пути на Шексне перед выходом к Череповцу и потом - на просторы Рыбинского водохранилища
Последний 7-й шлюз Волго-Балтийского водного пути на Шексне перед выходом к Череповцу и потом - на просторы Рыбинского водохранилища
"Константин Федин" нас обогнал в Белом озере, и теперь за нами шлюзовалась какая-то баржа
"Константин Федин" нас обогнал в Белом озере, и теперь за нами шлюзовалась какая-то баржа
Позади уже большая часть пути. Ещё один день клонился к закату, когда мы проходили мимо Череповца
Позади уже большая часть пути. Ещё один день клонился к закату, когда мы проходили мимо Череповца
Череповецкий прогулочный теплоход на фоне вечернего заката
Череповецкий прогулочный теплоход на фоне вечернего заката
Октябрьский Череповецкий мост через Шексну - первый вантовый мост в России, построенный в 1979 году
Октябрьский Череповецкий мост через Шексну - первый вантовый мост в России, построенный в 1979 году

Пройдя Рыбинское водохранилище "Очарованный странник" вошёл в Волгу, где у нас была по плану предусмотрена последняя остановка перед Москвой - в легендарном Угличе.

Угличский Кремль на берегу Волги
Угличский Кремль на берегу Волги
Спасо-Преображенский собор - главный собор Углича, возведённый в 1706 году по указу Петра I
Спасо-Преображенский собор - главный собор Углича, возведённый в 1706 году по указу Петра I
Шлюз Угличского гидроузла
Шлюз Угличского гидроузла
Пассажиров с "Очарованного странника" на пристани Углича провожают на экскурсию члены команды теплохода
Пассажиров с "Очарованного странника" на пристани Углича провожают на экскурсию члены команды теплохода
Церковь царевича Димитрия "на крови", возведённая на месте гибели младшего сына Ивана Грозного. Построена в 1683-1692 годах по указу Петра и Иоанна Алексеевичей
Церковь царевича Димитрия "на крови", возведённая на месте гибели младшего сына Ивана Грозного. Построена в 1683-1692 годах по указу Петра и Иоанна Алексеевичей
Вид с берега на Волгу и Угличский гидроузел
Вид с берега на Волгу и Угличский гидроузел

В Угличе останавливаются все проходящие по Волге круизные теплоходы. В туристический сезон в рекордные летние дни здесь бывает по 17-18 кораблей в день.

Волжский пейзаж
Волжский пейзаж
Калязинская колокольня 1800 года постройки
Калязинская колокольня 1800 года постройки

Раньше колокольня стояла рядом с Никольским собором, воздвигнутом в 1694 году. При создании Угличского водохранилища собор оказался в зоне подтопления и был разобран, а колокольню оставили, как маяк в качестве ориентира для судов в сложном фарватере.

О том, что теплоход подходит к Калязину, нас поздно вечером предупредили по громкой связи из радиоузла. Это была последняя достопримечательность на нашем пути
О том, что теплоход подходит к Калязину, нас поздно вечером предупредили по громкой связи из радиоузла. Это была последняя достопримечательность на нашем пути
Жаль было бы пропустить такое зрелище. На малюсеньком островке суши высится многоярусная стройная колокольня в Угличском водохранилище
Жаль было бы пропустить такое зрелище. На малюсеньком островке суши высится многоярусная стройная колокольня в Угличском водохранилище

Оставалось переночевать ещё одну ночь на теплоходе перед прибытием в Москву.

Московский речной вокзал. Снова дома
Московский речной вокзал. Снова дома
Музыкальная команда теплохода прощается с пассажирами очередного рейса. Уникальный персонал "Очарованного странника" на каждой стоянке собирал огромное количество зевак на пристанях и на бортах соседних теплоходов. Музыкальные выступления заряжали позитивной энергией и поднимали настроение не только нам, но и всем окружающим. Кроме музыкальных стоянок, на теплоходе проводились всевозможные развлекательные мероприятия для детей и взрослых. Команда ненавязчиво вовлекала в проведение разных конкурсов всех желающих, а их было немало. Оказывается множество талантов мечтают продемонстрировать свои способности
Музыкальная команда теплохода прощается с пассажирами очередного рейса. Уникальный персонал "Очарованного странника" на каждой стоянке собирал огромное количество зевак на пристанях и на бортах соседних теплоходов. Музыкальные выступления заряжали позитивной энергией и поднимали настроение не только нам, но и всем окружающим. Кроме музыкальных стоянок, на теплоходе проводились всевозможные развлекательные мероприятия для детей и взрослых. Команда ненавязчиво вовлекала в проведение разных конкурсов всех желающих, а их было немало. Оказывается множество талантов мечтают продемонстрировать свои способности

Путешествие прошло великолепно - нас вкусно кормили, веселили и развлекали, погода была отличная, удалось посмотреть всё, что планировали и все опасения оказались напрасными. Удивительная штука - наша память. Когда писала статью и подбирала фотографии из своего архива - казалось, что только вчера вернулись из путешествия. А прошло уже почти 6 лет.

Если Вам удалось дочитать или хотя бы просмотреть статью до конца, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал.