Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

Катрин Денёв

«В кино я попала, скорее, случайно, хотя и родилась в семье актеров, - говорит знаменитая звезда французского экрана Катрин Денёв. - Девочкой я больше любила молчать и наблюдать, страдала от застенчивости и всегда пряталась за своей сестрой... Мне всегда была свойственна меланхоличность, как, впрочем, и веселость. Мне всегда и всего хотелось. Я ужасно жадная до жизни. Бешеная энергия. Мои рывки пропорциональны этой энергии...».


Она впервые попала на съемочную площадку в 1957 году. Это была незатейливая лента известного мастера развлекательного кино Андре Юннебеля («Парижские тайны», «Фантомас»). Фильм назывался «Девушки из колледжа», и четырнадцатилетняя Катрин мило изображала свою ровесницу. Роль была эпизодической, как и следующее ее появление на экране в картине «Котята».


В первые годы артистической карьеры главным авторитетом и опорой для Катрин была ее старшая сестра -
Франсуаз Дорлеак, с которой они вместе снимались в картинах «Двери хлопают» и «Сегодня вечером или никогда». Но вскоре она без памяти влюбилась в режиссера Роже Вадима, снялась в картине «Порок и добродетель» и... уступила его американке Джейн Фонде...


Первый большой успех пришел к Катрин в 1963 году, когда она снялась в мюзикле Жака Деми
«Шербурские зонтики». Красочная, яркая картина Деми покоряла своим лиризмом, мелодичностью музыки Мишеля Леграна, молодостью и красотой молодых актеров. Двадцатилетняя Катрин Денёв отныне могла сама выбирать роли. Ее влекут новые имена, другие страны.


В 1965 году Катрин принимает приглашение начинающего режиссера
Романа Полански сняться в его фильме «Отвращение». Это была очень важная работа для них обоих. Актрисе, пожалуй, впервые в жизни предстояло отойти от имиджа лирической героини, попытаться сыграть нечто принципиально иное. Здесь ей как никогда нужна была направляющая режиссерская рука. Недаром актриса подчеркивает, что стремится быть в полном согласии с режиссером, не любит конфликтов: «Мне необходимо чувствовать себя уверенно на съемочной площадке, но я никогда не пытаюсь брать инициативу в свои руки и жду, чтобы постановщик ввел меня в свой мир». Р.Полански оказался для Денёв идеальным режиссером: дельными советами, включая прямые актерские показы, он добился, чтобы Катрин поняла психологию своей героини - молоденькой служащей косметического салона, постепенно сходящей с ума в холодных и мрачных лондонских кварталах...


Через год Катрин Денёв встретилась со знаменитым испанским режиссером Луисом Бунюэлем. В его
«Дневной красавице» она сыграла роль обеспеченной замужней дамы, которая в поисках эротической свобода сама приходит наниматься в фешенебельный дом терпимости... Лукавый Бунюэль, как обычно, выстраивал сюжет своей картины таким образом, чтобы зрители могли воспринимать его как бы в двух ипостасях: реальности и воображения. К несчастью, эта ироничность, пародийность оказалась не понятной многими зрителями и критиками, упрекавшими великого метра чуть ли не в пропаганде разврата...


Луис Бунюэль превосходно почувствовал способность Катрин Денёв быть на экране холодной и внешне бесстрастной. В «Тристане» он блестяще обыграл двойственность актерского имиджа Катрин, как бы сочетающего в себе порок и добродетель (Роже Вадим как в воду смотрел, когда приглашал ее в картину с таким названием). Из жертвы богатого престарелого дядюшки (Фернандо Рей) Тристана (К.Денёв) превращается в его властительницу. Актриса хорошо передает случившуюся перемену. В ее героине меняется все: походка, манера говорить, в глазах появляется ледяное свечение...


Однако, имея успех в психологических драмах именитых мастеров европейского экрана, Катрин Денёв вовсе не стремилась навсегда остаться звездой авторского, интеллектуального кино. Она с удовольствием снимается в комедиях и мюзиклах. К примеру, в «Девушках из Рошфора» Жака Деми она вновь встретилась на съемочной площадке со своей сестрой Франсуаз. Увы, эта встреча оказалась последней, через несколько месяцев Франсуаз Дорлеак трагически погибла в автомобильной катастрофе.


По-видимому, безысходная минорность печальной истории наследника австрийского престола и его невесты, покончивших с собой, вступив в конфликт с обществом, соответствовала тогдашнему настроению Катрин, и она снялась в фильме Теренса Янга «Майерлинг». Картина получилась малоудачной, и Денёв на время уезжает в Америку, где снимается в «Апрельских безумствах» Стюарта Розенберга. Но, к несчастью, ей в ту пору явно не везло, картина получила прохладный прием. Не принесла удачи и много обещавшая «Сирена Миссисипи» Франсуа Трюффо, где она снялась в дуэте с Жан-Полем Бельмондо.


Не слишком счастливо складывалась и личная жизнь Катрин. Ее брак с английским фотографом Д.Бейли распался, и она дала себе слово никогда больше не идти под венец...


1970 год принес в ее судьбу перелом: «Тристана» Л.Бунюэля, «Ослиная шкура» Жака Деми... Вскоре судьба свела ее с Марчелло Мастроянни, с которым она связала свою личную и творческую жизнь на целых 5 лет...
Вместе с М.Мастроянни Катрин Денёв снялась в драме Надин Трентиньян «Это случается только с другими» и в эпатажной притче Марко Феррери «Сука».


...Остров. Затворник-писатель (М.Мастроянни) и его любимая собака из месяца в месяц проводят похожие друг на друга дни. Но в одно прекрасное утро гармония нарушается появлением белокурой красавицы (К.Денёв)...


К сожалению, эта картина Марко Феррери получилась несколько рассудочной, схематичной, лишенной философской глубины. Намного удачнее оказалась вторая встреча Денёв и Феррери - саркастический фарс «Не прикасайся к белой женщине».


Действие этого любопытного фильма разворачивалось в Париже 1970-х годов, однако все главные герои были перенесены из Америки времен войн белых колонизаторов и индейцев. Размышляя о проблемах, связанных, на первый взгляд, с далеким прошлым, Феррери остроумно опрокидывал их в современность. Денёв досталась здесь роль недалекой и экзальтированной «патриотки», которую она сыграла с юмором и тонким чувством стиля...


Годом раньше Катрин впервые встретилась на съемочной площадке с Аленом Делоном в «Полицейском» Жан-Пьера Мельвиля. Это была последняя работа известного мастера криминальных фильмов, однако далеко не лучшая в его творчестве. Денёв лишь присутствовала на экране, ее роль осталась лишь расплывчатым эскизом. Не стала удачей и ее роль в изысканной криминальной ретродраме Мауро Болоньини «Из жизни состоятельных людей». Героиня Денёв - знатная дама, решившая избавиться от постылого мужа ради... любви к родному брату (Джанкарло Джаннини)...


Зато в лирической комедии Жана-Поля Раппено «Дикарь» Катрин Денев играла с явным удовольствием. Ее сбежавшая из-под венца героиня была взбалмошна, эксцентрична и... неотразима. Настолько, что в итоге смогла очаровать даже такого угрюмого отшельника, каким предстает на экране мужественный персонаж Ива Монтана.


Экзотика, приключения... Через несколько лет в «Африканце» Филиппа де Брока Денёв сыграет нечто похожее уже в паре с Филиппом Нуаре...
Но это будет потом, а пока она снимается у Клода Лелуша, Дино Ризи, Ива Робера, Mapио Моничелли, активно занимается рекламой.
«Я чувствую себя обязанной рекламировать духи и драгоценности, - говорила Денев в одном из интервью. - Это дает мне финансовую свободу и независимость и позволяет сниматься в фильмах, которые мне нравятся, независимо от условий...


На рубеже 1980-х она играет в «Последнем метро» Франсуа Трюффо. Ее героиня - отважная женщина, скрывающая своего мужа от нацистов в годы оккупации, стала одной из самых ярких и глубоких работ Катрин Денёв. Прекрасен был ее дуэт с Патриком Дэвером в любовной .драме Андре Тешине «Отель «Америк», проникнутой чувством ностальгии и предчувствием утраты. Это была одна из последних ролей Девера в кино, через несколько месяцев он покончил с собой...


В 1983 году Денев приняла приглашение дебютанта Тони Скотта сыграть в фильме ужасов «Голод»... вампиршу. Говорят, Денёв неуютно чувствовала себя в столь экстравагантной роли. Однако выглядела на экране она весьма эффектно: дьявольская красота ее героини была сродни андерсеновской Снежной королеве...


Примерно в то же время она вновь попыталась сыграть в дуэте с Делоном в гангстерском триллере Робена Дави «Шок» и опять без особого успеха. Зато, вернувшись к сотрудничеству с Андре Тешине в драме «Место преступления», Катрин Денёв сумела создать интересный, запоминающийся характер... Зато роль в «Индокитае» принесли ей заслуженного «Сезара»...

Катрин Денёв считает, что она еще не сыграла свои главные роли. Она верит в свою звезду...

© Александр Федоров, 1993

P.S. Подробно о творчестве зарубежных кинозвезд и режиссеров можно прочесть в моей монографии: Федоров А.В. "Западный экран: авторы и звезды (записки из прошлого века)" (книга вышла уже несколькими изданиями, начиная с 2011 года), которая есть в сети (а pdf) в свободном доступе...