"В действительности все выглядит иначе, чем на самом деле".
Станислав Ежи Лец "Непричесанные мысли"
Stanislaw Jerzy Lec "MYSLI NIEUCZESANE"
ПРЕДИСЛОВИЕ
- Когда в Москву?
- Пока еще не собираюсь, а что соскучился, - шучу и чувствую его смущение.
- А...
- Еще не «засентябрилось», так что, пока не скулю, хотя огород, явно не моё призвание , - отвечаю сама себе, так как чувствую, что собеседник завис.
- Книгу написала?
- Какую книгу?- чистосердечно спрашиваю, так как не понимаю, о чем он говорит.
- Ну, помнишь, про телик рассказывала, я то думал, уже она у тебя к осени выйдет в печать....
- А.... нет, я забыла про эту идею, - задумчиво ответила я, и внутренне обрушилась на себя с упреками.
Действительно, припоминаю, что в один из вечеров, возвращаясь со съемок программы, мы неожиданно с ним погрузились в воспоминания, кто как начинал работать. Я, с присущей мне образностью и вечным желанием говорить, опыт сказывается 18 лет работы в прямом эфире, ярко рассказывала Володе о первых своих телепрограммах, первых сюжетах и различных казусах, которые присущи съемочному процессу.
Помню, была удивлена, что он многого не знает, как и на каком оборудовании, мы работали в 80- х годах.
- Напиши об этом, так интересно, ты прямо динозавр телевидения! - воскликнул он, когда мы подошли к станции метро.
- Да, возможно и напишу, а то вымру и останется от моих подвигов одни грамоты и пару фильмов закаченных в соцсеть.
- Пиши, пиши....
Мы расстались. Каждый поехал на свою станцию метро. Со временем я забыла о своем обещании, и вот Владимир напомнил мне об этом.
И я подумала, а почему, собственно, не рассказать о том, как все начиналось? Я почти полвека в этой профессии и фокусов было много, так что расстояние от начальной точки можно определить, и зум направить в бесконечность, потому что из нашей профессии уйти невозможно, если действительно, ты профессионал. Так что наведу резкость и расскажу о самых ярких моментах.
ГЛАВА 1.
Танцующие человечки
В старшей группе детского сада славного дальневосточного города-крепости Владивосток непонятная нам, детям, суматоха. Воспитатели празднично одеты, накрашены. Мы, танцевальная группа, десятый раз отрепетировавшие танец куколок, не понимаем, что происходит.
Нас разбили по парам, и мы отправились в центр города. Возможно, эта была осенняя пора, так как я ощущала колючую ткань свитера, прижатую пальтишком.
Мы пешком поднимались на сопку, так в Приморье называют небольшие возвышенности, и весь город, впрочем, стоит на них. Вспотели. Потом помню проходную, где нам быстро помогают снять верхнюю одежду, тут же переодевают в костюмы, и «забрасывают» через огромную дверь в огромное светлое помещение.
Мгновение тишины. И вдруг громкий мужской голос из динамика резко кричит «Мотор» и звучит музыка. Воспитатель командует нам танцевать и улыбаться. Мы испуганно прыгаем и задорно танцуем, стараясь, не смотреть друг на друга. После первых двух музыкальных фраз я наконец-то прихожу в себя и начинаю осматриваться... И тут происходит первое волшебное превращение!
До сих пор помню то внутренне очарование и трепет, который охватил меня от того, что происходило в студии.
Огромные аппараты двигались то на меня, то в сторону, глаза слепили многочисленные лампы. Волшебная девушка подбегала к нам с кисточкой, от которой пахло бабушкиной пудрой, а незримый дяденька подбадривал нас: " Молодцы, но, давайте, еще разочек. Повеселей, дети мои!".
Чудеса. Потом был перерыв, я в поисках туалета направилась к двери. И тут началось самое страшное...
Скользя рукам по полированной деревяшке, не могу найти ручку. Уж не помню, как ее нашла, но открыть не могу - очень тяжелая дверь, наконец, открыла и вот незадача, там еще одна дверь. Наверно, мне помогли взрослые, но таких чудных бункерских дверей я прежде не встречала.
Я блуждала по коридорам здания, а мимо меня проходили какие-то взъерошенный люди.
- Малая, ты, чья дочь?
- Мамина.
- А мама кто у нас?
- Оля.
- Что-то не припомню я такой дочки у нашей Оли, ты, что из танцевальной группы?
- Да.
- Понятно, смелая какая, все кабинеты осмотрела, и за шторой побывала, вот только перед камерой ходить нельзя, а то в эфир нечаянно попадешь, и дядька тебя будет ругать....
- А как это? Меня кто видел-то?
Тогда человек в наушниках отошел от своего большого аппарата, посадил меня на колени и стал объяснять.
Теперь я понимаю, что рассказывал он мне о принципах работы телевидения.
Из проволочки он смастерил маленького человечка и показывал, как этот кукольный персонаж должен двигаться по студии, и как происходит, что его потом видно в телевизоре.
Этот скрученный из проволоки человечек, впоследствии, долгое время сидел на моем столе дома, возможно и до сих пор хранится у мамы дома на книжной полке.
- Вот вырастишь и тоже сможешь, стать таким человечком, - сказал оператор.
- Ладно, подумаю, - пролепетала я. - Стану, если мама разрешит.
- Разрешит, - кивнул мне молодой парень, надел наушники и крутанул штатив.
Теперь уже я понимаю, что работал он на одной из первых телекамер. Это были громоздкие аппараты, с толстым кабелем, и выдавали картинку сразу в прямой эфир.
Так началось мое знакомство с телевидением, так пришла первая любовь и осталась навсегда в моем сердце.
Студия телевидения во Владивостоке располагалась на улице Уборевича. Небольшое старенькое двухэтажное здание на сопке. Потом рядом с ним построили современный телецентр. Студия входила в систему ВГТРК. К тому времени, как я пришла туда работать, оборудование сменилось камерами нового поколения, они стали миниатюрней. Однако, сюжеты для новостей мы снимали еще на кинопленку.
Моя первая должность на телевидении - ассистент режиссера третьей категории. Мне приходилось отвечать за все, что происходит в телевизионном павильоне, за все программы, декорации, музыкальные перебивки и настроение ведущих, а в особенности, режиссеров.
Главным сигналом к любому эфиры в то время был ТОН, этот звук пронизывал все помещение и вкрадывался в самую душу. Звенел в ушах. По его однотонному звучанию можно было определить качество не только эфира и его начало, но казалось, и жизнь на всей планете. Так пело телевидение. Картинку настраивали по таблице, это такой круг с разного рода черточками, похожий на смайлика.
В студии все мерзко пищало, ярко светилось и долго настраивалось. Ассистент режиссера ставила таблицу на стойку перед камерой, и это был главный эпизод всей дальнейшей работы.
Декорации в павильоне делали тут же в здании, в подвальном помещении работали декораторы, рисовали, выпиливали, клеили, загоняли картинки под огромный пресс, объемные задники делали из обувных коробочек.
Потрясающе, но в то время в прямом эфире работали спектакли и студийные концерты. Создавали ветер определенными вентиляторами, а туман - это был дым от сигарет. Об этом я узнала потом, но прежде были символические встречи с телевидением. Сначала пионерская поездка в Москву с делегацией школьников, отличников от Приморского края на студию Останкино и участие в большой телепрограмме, а потом, встреча с телевизионщиками в Киеве, после которой я окончательно приняла решение, что в моей жизни главным теперь будет телевидение и только телевидение.
Отрывок из книги"Фокусное расстояние длиною в жизнь"
Понравился материал, ставьте ЛАЙК .
Буду вам очень признательна, поделитесь статьей в своих соц сетях (нажав на логотип соц сетей ), чтобы и другие люди могли увидеть материал.
Будем вместе узнавать новое и идти вперед!
мой канал на Проза ру
блог на Livejournal
мой канал Яндекс Дзен