Всем известен случай приводнения 15 января 2009 года в США пассажирского лайнера на реке Гудзон после отказа двигателей из-за столкновения со стаей гусей, которое СМИ назвали не иначе как Чудо на Гудзоне. По мотивам данного происшествия в 2006 г. был даже снят одноимённый фильм.
Однако немногие знают, что 21 августа 1963 года в советском Ленинграде произошло аналогичное чудесное спасение пассажиров самолета.
В тот день небольшой пассажирский Ту-124, предназначенный для коротких перелётов, совершал обычный рейс из Таллина в Москву. После взлёта летчики обнаружил, что переднее шасси полностью не убирается. К тому времени аэропорт Таллина накрыл густой туман и возвращаться туда было небезопасно.
Диспетчер принял решение посадить лайнер в Ленинграде. Долетев по города, судно стало нарезать круги над Северной столицей, вырабатывая топливо. В это время лётчики пытались полностью выпустить шасси, бив по нему шестом через пробитую в фюзеляже дыру, однако их усилия были тщетны.
Неожиданно, на восьмом кругу, когда топливомер показывал остаток топлива 750 литров, которого более чем достаточно, чтобы сесть в Пулково, остановился левый двигатель. Экипаж запросил срочную посадку, ему разрешили пролететь над центром города по прямой. Однако через несколько минут, когда воздушное судно пролетало над Адмиралтейством на высоте 500 метров, заглох и правый мотор.
Самолет бесшумно летел по инерции, с каждой секундой скорость и высота падали. Второй пилот, ранее летавший на гидросамолете, крикнул, что лайнер нужно сажать на Неву. Проблема заключалась в том, что на реке очень много мостов. Воздушная птица снижаясь миновала Большеохтинским мост, на высоте 10 метров промчалась над ещё строившимся мостом Александра Невского. Рабочие на мосту с перепугу попрыгали в воду.
Филигранно втиснувшись между мостами, самолет плавно приземлился на водную гладь Невы, проскользил по волнам и остановился в 100 метрах от Финляндскогo моста. При посадке судно получило несколько пробоин и начало потихоньку заполняться водой.
К счастью рядом находился буксир, который отбуксировал самолет к деревянным плотам у берега, по которым все 45 пассажиров и экипаж успешно эвакуировались и были направлены в Москву. По некоторым данным, в тот день на борту среди пассажиров был будущий Патриарх всея Руси Алексий II.
На набережной столпился народ, фотолюбители делали снимки необычного приземления. Вскоре появились люди из КГБ в штатском, которые стали всячески препятствовать съёмке, засвечивая плёнку. Однако несколько уникальных кадров, представленных в статье, все же уцелели.
В ходе расследования инцидента было выявлено, что топливомер давал неверные показания из-за того, что пилоты перед взлетом некорректно установили остаток топлива.
Самолет после поднятия из воды решили не восстанавливать и передали в учебный центр как тренажёр.
После спасительной посадки экипаж за самовольное приводнения сначала исключили из авиаотряда. Однако после публикации в прессе статей о спасительной посадке и героическом подвиге пилотов, начальство смягчилось. Экипаж все же представили к заслуженной награде.
Кроме того, не стоит забывать, что посадка лайнера с полуубранным шасси даже на подготовленную грунтовую полосу на брюхо в Пулково была авантюрой.
Историю чудесного приводнения советского лайнера внесли во все авиационные пособия мира.
Командир самолета Виктор Мостовой после восстановления на службе продолжил летать пилотом Аэрофлота, а позднее работал начальником смены во Внуково.
Хотите видеть новые статьи? Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, комментируйте!