О, скажи, видишь ты в первых солнца лучах
Что средь битвы мы чли на вечерней зарнице?
В синем с россыпью звёзд полосатый наш флаг
Красно-белым огнём с баррикад вновь явится.
Ночью сполох ракет на него бросал свет -
Это подлым врагам был наш гордый ответ.
Неужели, скажи, он теперь навсегда
Где свободных оплот и где храбрых страна?
Соединённые Штаты Америки — страна свободных людей. Страна, где ты всегда можешь честным трудом пробиться через тернии к звёздам. Вот только почему-то история дня международной солидарности трудящихся начинается именно тут. Придётся разбираться.
Действительно, Соединённые Штаты Америки — особенная страна. Уже в 19 веке каста рабочих в этой стране стояла по уровню жизни на порядок выше своих европейских коллег. Связано это было с американской вариацией сецессии — возможностью уйти на Дикий Запад. Огромные неосвоенные территории давали существенные перспективы для американского пролетария.
Ведь рабочие руки на Западе нужны гораздо больше, в силу низкой плотности населения. Мишель Шее, в 40-ых годах XIX в. писал:
В Европе коалиция рабочих может означать только одно из двух: повысьте нашу заработную плату, а если вы этого не сделаете, мы возьмемся за оружие, что означает гражданскую войну. В Европе не может быть никакой другой постановки вопроса. В Америке же, напротив, такая коалиция означает: повысьте нашу заработную плату или мы уйдем на Запад.
Кроме того, американский пролетарий действительно имел возможность стать собственником земли на протяжении второй половины 19 века. В 1862 году был принят закон о гомстедах, который постановил что всякий обрабатывающий землю западнее определенной черты размером менее 160 акров в течение 5 лет должен считаться ее полноправным собственником, к 1900 году 81 млн га земли таким образом ушёл в частную собственность новоявленного класса фермеров.
«рабочий класс, благодаря обилию свободных земель, занял первое место по высоте жизненного уровня» — В.И. Ленин
В 1832 году дети составляли 2/5 всего числа фабричных рабочих, в Род-Айленде и вовсе — количество детей до 12 лет занятых на производстве лишь немногим не дотягивало до половины от всех рабочих в регионе.
В 1825 году в Массачусетсе продолжительность рабочего дня среди детей составляла 12−13 часов, рабочий день женщин по стране составлял от 12 до 15 часов, филадельфийская газета «Свободная печать ремесленников» в 1830 году отмечала, что 14 часовой день для штата считается нормой.
«Введение автоматических машин, которые в значительной области (промышленности) ликвидировали высококвалифицированный человеческий труд, стимулировалось наплывом… значительного количества дешевого труда»
Сегодня мы привыкли, что каждый работяга может иметь в своей собственности, ну хотя бы однокомнатную квартиру. Однако такое мнение — наследие стран соцлагеря. Поскольку в других странах до сих пор доля собственников жилья — в разы ниже, чем в бывших социалистических странах.
Стоит ли говорить, что в 19 веке ситуация была гораздо более неблагоприятной. Несмотря на то, что ¾ всех жилых помещений, например, в Нью Йорке, были непригодны для проживания, даже такое жильё являлось недостижимой роскошью для абсолютного большинства рабочих. Например, только % рабочих в типографской отрасли могли позволить себе, после долгих лет работы приобрести собственное жильё. А это одна из самых высокооплачиваемых отраслей для рабочих в США. Стоит ли говорить о ситуации в других отраслях? Но ирония судьбы подкинет ещё один подарок американскому рабочему — многие работодатели являлись и арендодателями жилых помещений. В таком случае, даже при лёгком выпуске пара через участие в профсоюзной рабочий мог лишиться не только работы, но и жилья.
Более того, даже на пороге XX века во многих штатах профсоюзы, как и отдельные, неорганизованные выступления против работодателя, оставались вне закона: в Чикаго, к примеру, подобные действия карались штрафом до 500 долларов или тюремным заключением до двух лет.
Что же о первом мае?
1 мая 1886 года рабочие Чикаго организовали массовую забастовку с требованием 8-часового рабочего дня. Это была, пожалуй, первая забастовка в США, имевшая такую массовость. 350 тысяч американских рабочих поддержали своих чикагских товарищей. В то время, как власти других штатов путём обещаний и мелких уступок смогли усмирить рабочую массу, в Чикаго никто не мог остановить невидимую руку рынка, которая решила произвести локаут.
Полторы тысячи рабочих на одном из предприятий Чикаго были уволены. Тогда возмущённые чикагские рабочие устроили забастовку и поэтому поводу. Вновь массовые увольнения. А ирландские мигранты уже готовы встать на освободившиеся рабочие места.
3 мая на завод попытались провести штрейтбрекхеров, возмущённые рабочие устроили митинг у проходной, пытаясь воззвать к классовой сознательности ирландцев. Однако американская полиция решила иначе — митинг был разогнан силой оружия. Четыре человека были убиты, несколько десятков ранены. Тогда возмущение рабочих вновь вылилось в митинг — 4 мая на Хеймаркет-сквер (англ. Haymarket «Сенной рынок»). Нужно понимать, почему глупые рабочие раз за разом выявляли своё недовольство митингом. Дело в том, что профсоюзы в Чикаго были под строгим запретом и давились в зародыше. Рабочие, без организации теоретически-подкованных товарищей, искали самые очевидные методы борьбы — таковыми казались митинги.
Митинг прошёл относительно спокойно, к вечеру пошёл дождь и многотысячная толпа начала редеть. Примерно в 22:00 во время выступления анархиста Филдена полиция потребовала очистить площадь. Выступающий крикнул, что это мирный митинг, и вообще-то у нас конституция и вы не имеете пра…
В этот момент в сторону полицейских была брошена бомба, которая смогла унести жизнь одного из них. Американская полиция, в своих лучших традициях, просто открыла огонь по толпе. Порядка 70 рабочих было убито. Власти начали карательные акции против рабочих активистов. Сотни человек были арестованы, с помощью пыток выбивались показания против особо ненавистных властям анархистов.
Восемь самых видных представителей анархического движения попали под суд. Но вот только суд был по-поводу убийства полицейского, а кроме Филдена никто из этой восьмёрки на Хеймаркет-сквер в тот вечер не находился.
Бросившего бомбу так и не нашли. В левой среде принято считать, что бомбу бросил полицейский провокатор. Однако, более вероятным кажется то, что бомбу бросил близкий человек одного из четырёх погибших при разгоне митинга 3 мая рабочих.
На суде начался форменный цирк — анархистов обвиняли в том, что они своими речами убедили террориста бросить бомбу в полицию. 11 ноября 1887 пятерых анархистов повесили, один покончил с собой за день до казни. Оставшаяся тройка получила солидные тюремные сроки. Вот только уже в 1893 году они получили полную амнистию за недоказанность вины. И, что удивительно, власти принесли им официальные извинения, мол ошибочка вышла.
По дороге к эшафоту заключённые пели марсельезу, перед казнью Август Шпис произнёс:
«Придёт день, когда наше молчание окажется мощнее ваших криков!»
В июле 1889 года Парижский конгресс II Интернационала принял решение о проведении ежегодных манифестаций 1 мая. С этого момента 1 мая является международным днём солидарности трудящихся. Мои поздравления…
Спасибо интернет журналу Lenin Crew за материалы, использованные при написании статьи.