Вчера 22 мая совершил посадку в аэропорту Толмачёво самолёт Ту-134, легендарный «Свисток», завершив 40-летнюю историю своей эксплуатации рейсом из Мирного до Новосибирска. Это был борт RA-65693, эксплуатируемый авиакомпаний «Алроса» и прибывший на вечную стоянку в новосибирский музей истории авиации. Это воздушное судно налетало 31 тысячу часов. Выпущенный 28 мая 1980 года Ту-134 RA-65693 ещё бы летал и летал, но сертификат его годности кончается 24 мая текущего года.
Теперь он займёт достойное место в аэропортовском музее города Новосибирска рядом со всем известным Ту-154 «Ижма», совершившим невероятную посадку с отказавшим электрооборудованием на одноимённом аэродроме с короткой полосой непригодной для этого типа самолёта.
Построенный в советское время Ту-134 стал весьма удачным проектом гражданского сегмента авиапрома. Начиная с 1963 года в «Аэрофлот» и за рубеж было поставлено 854 машины. Именно этот борт стал личным самолётом Аллы Пугачёвой и до 1999 носил название «АЛЛА».
В 2010 году из VIP-салона на 28 пассажиров был переоборудован в обычное воздушное судно на 72 пассажира, которое эксплуатировала авиакомпания «Алроса».
Ту-134 перевозили в этой компании пассажиров на протяжении 19 лет, в последние пять лет осталась всего одна машина. И вот, что говорит об этом генеральный директор авиационного предприятия «Алроса» А. Гулов:
"Последние пять лет в парке авиакомпании летал один самолёт Ту-134. Сейчас Ту-134 используется только в государственной и бизнес-авиации, поддерживать их лётную годность становится сложнее. В последние годы значительное удорожание авиационного топлива свело на нет эффективность данного типа воздушного судна, появились новые самолёты"
Весьма большая территория, можно сказать, огромная, раскинувшаяся за Уральскими горами является тем пространством, на котором перевозит пассажиров и грузы авиакомпания «Алроса» и мне нравится позиция гендиректора, который несмотря на всю истерику в прессе заявил, что вместо Ту-134 намерен приобрести Суперджет в лизинг и отказываться от этих планов не намерен.
Эксплуатация авиакомпанией «Якутия» из республики Саха самолётов SSJ 100 доказывает, что этими воздушными судами вполне возможно осуществлять авиаперевозки в суровых условиях Крайнего Севера и Сибири. Существующие определённые трудности в обслуживании Суперджета постепенно устраняются и других самолётов, подходящих для таких условий пока не имеется.
Конечно, есть иностранная авиатехника, например, Embraer, но авиакомпания «Алроса» выбрала SSJ 100 и менять планы не будет. Уже в конце текущего и в течение 2020 года авиакомпания планирует приобрести три новых борта Суперджет 100.