Найти тему
Real Psychology

О некоторых искажениях нашего восприятия

Оглавление
искажение
искажение
❗️❗️❗️ Мой ютуб канал о психологии (теперь вся активность там)

🎥YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCX_az8TO9TbxRAZKr8KwMUg

Наверное я не раскрою вам секрет, если скажу, что существуют как минимум две реальности в нашем мире – реальность объективная (например, то, что можно измерить или исследовать с помощью технических средств) и реальность существующая в нашем сознании (полностью субъективная).

Иногда эти реальности довольно близки или даже полностью совпадают, но чаще всего значительно отличаются. И далеко не самую последнюю роль в этом играют социальные факторы, а проще говоря, общество и присущие ему нормы.

Используемая литература: Ibánes G., T. (2008). El cómo y el porqué de la psicología social. Barcelona: UOC Universitat Oberta de Catalunya.

Оптические иллюзии

Но для начала вспомним о самых простых искажениях восприятия, вот, например, пара известных оптических иллюзий:

оптические иллюзии
оптические иллюзии

Как можете сами убедиться, при беглом взгляде, на первом рисунке длиннее кажется верхняя горизонтальная линия, а на втором – нижняя. Однако эти линии на самом деле абсолютно одинаковы.

Но не только лишь геометрические и пространственные фигуры способны генерировать искажения восприятия. Наше общество с присущими ему ценностями также способно обмануть наши чувства, и заставить воспринимать мир сквозь "кривое зеркало".

Эксперимент Брюнера и Постмана

Например, в классическом эксперименте Брюнера и Постмана, группе детей (10 лет) была представлена серия из кругов различных размеров. Участникам необходимо было выбрать, какой из этих кругов совпадает по размерам с другим кругом, представленным в качестве модели.

Когда в качестве эталона детям был показан круг из обычного картона, то большинство из них с довольно неплохой точностью определяли какому из предыдущей серии кружков он эквивалентен. В то же время, когда детям в качестве модели предоставляли монету, они были склонны выбирать такой круг из первой серии, который на самом деле превосходил геометрические размеры монеты!

Схематическое изображение эксперимента Брюнера и Постмана. Дети были склонны приписывать монете бОльший размер, чем тот, которым она реально обладала.
Схематическое изображение эксперимента Брюнера и Постмана. Дети были склонны приписывать монете бОльший размер, чем тот, которым она реально обладала.

Таким образом, значение, которое имеют деньги в нашем обществе, явным образом исказило восприятие детей, заставив их переоценить реальный размер геометрической фигуры – монеты.

Этот эксперимент относится, можно сказать, к очень раннему периоду развития социальной психологии – 1947 год. Однако, в более позднее время были проведены огромное количество экспериментов на тему влияния общественных норм и социальных факторов не только на искажение нашего восприятия, но и на множество других психологических процессов. О некоторых из них я обязательно постараюсь рассказать в будущих статьях.

Спасибо за внимание, друзья!

-4