Найти в Дзене

Как зарабатывать, занимаясь любимым делом. Интервью с Юлией Амлинской.

Обожаю предпринимателей, которые страстно увлечены своим делом, их ещё называют “пассионариями”. Они просто не могут не заниматься тем, чем занимаются (сама такая, поэтому, видимо, подобное притягивается к подобному). Юлия Амлинская — одна из них. Мы работали в феврале 2018 года над её проектом «Russificate School» — онлайн-школой для тех, кто изучает русский язык, и с тех пор поддерживаем связь. Помимо этой, она управляет ещё двумя школами — «Language Life», где можно учить практически любой язык, не выходя из дома, и «Russificate Kids» для детей-билингвов. Юля владеет шестью языками, сама преподаёт русский как иностранный, испанский и немецкий, проводит вебинары и мастер-классы для других преподавателей, участвует в языковых конференциях.

Я решила взять у неё интервью, чтобы разобраться, как всё это совмещается в одном человеке и как на самом деле выглядит изнутри бизнес, основанный на страсти. Страсти к языкам.

Привет! Расскажи, пожалуйста, с чего начался твой путь в преподавании языков?

Мой путь в преподавании языков начался почти случайно. Мне было 19 лет, я училась на третьем курсе РГГУ на историко-филологическом факультете. Я уже давно хотела начать работать, и мне внезапно пришло в голову разместить объявления в интернете о том, что я преподаю испанский язык. Сайтов для размещения объявлений было тогда очень мало, если не ошибаюсь, не было даже Avito. Зато были форумы, посвящённые изучению испанского языка. Шёл 2002 год, конкурентов мало. Мне сразу позвонили студенты, и я просто начала работать. Из-за отсутствия в те времена нормальных учебников всё приходилось придумывать самой. Многие студенты были намного старше меня, что, честно говоря, порой внушало страх. Мои первые уроки представляли из себя сплошные нервы и творческие муки. Но, несмотря на все трудности, с тех пор преподавание я так и не оставила, поняв, что это моё призвание, как бы вычурно это не звучало. Я никогда не работала в офисе, меня не интересовали другие профессии.

Какими извилистыми путями ты пришла к открытию школ «Language Life» и «Russificate School»?

После окончания университета я год училась в Испании, в Гранадском университете на факультете испанской филологии (1 семестр) и перевода (2 семестр). Приехав из Испании со «свежей» головой, я подумала, что неплохо бы мне освоить профессию преподавателя русского языка как иностранного. Стоит отметить, что на эту любопытную идею меня натолкнули мои родители. Я пошла учиться на преподавателя РКИ в Институт им. Пушкина. К тому времени у меня уже был опыт онлайн-преподавания — я также начала с испанского языка в этом направлении. Я работала со студенткой из Красноярска через «древнюю» программу под названием MSN Messenger. Кстати, ещё до начала моей профессиональной деятельности именно в формате онлайн, я много общалась через ICQ и MSN на разных иностранных языках в целях их поддержания и развития. Так мне пришла мысль о том, что можно преподавать в этом формате. После прохождения курса для преподавателей РКИ я начала работать оффлайн с «временными» сотрудниками посольства, которые приехали в Москву на стажировку. Когда они уезжали, мы продолжали заниматься онлайн, уже через Skype, причём одна студентка занимается со мной до сих пор (с 2005 года!). В 2008 году я открыла свой блог русского языка «Russificate» с целью расширения онлайн-аудитории — мне было интересно работать со студентами из разных стран. Аудитория блога набралась сама собой, никакой рекламы вообще не потребовалось. Они находили меня просто с помощью поисковых сайтов. Студенты, к счастью, также «набрались» быстро — конкуренция ещё практически отсутствовала. Наконец, к 2012 году студентов стало так много, что я решила их передать другим педагогам, так родилась идея школы “Russificate School”, абсолютно спонтанно. В следующем году я открыла школу “Language Life”, которая была очень похожа на первую, но в ней преподавали иностранные языки. Думаю, идея открытия второй школы стала весьма логичной для меня, поскольку у меня было много знакомых преподавателей-носителей языка со знанием русского плюс я сама люблю изучать и преподавать иностранные языки. В 2017 возникла школа для детей-билингвов «Russificate Kids» с похожими условиями, но тут идея совсем другая: преподавание детям-билингвам русского языка и культуры России. Эта идея возникла у меня после общения с коллегами, работающих с билингвами, и обнаружения благодатной ниши в данной сфере.

Какими ещё языками, помимо испанского, ты владеешь?

Кроме испанского, я владею английским, немецким, французским, итальянским и португальским, изучаю польский. Собственно, моя жизнь соответствует названию моей школы иностранных языков — Language Life. Иногда я думаю, что основание этой школы было предназначено мне судьбой (хотя я не особенно верю в судьбу), что открытие школы стало естественным продолжением не только моей профессиональной карьеры, но и моего жизненного пути.

Почему ты решила заняться ещё и направлением билингвизма?

Во-первых, мне кажется, что многоязычных детей становится всё больше по ряду причин, основной из которых является эмиграция из России и количество смешанных браков. Всё больше родителей озабочены сохранением русского языка у своих детей, они понимают важность их принадлежности к двум культурам. Кроме этого, родители всё больше знают о неоспоримых преимуществах многоязычия. Во-вторых, мой собственный сын — билингв, и я хочу, чтобы у него была возможность получить качественное и многостороннее образование на русском языке в будущем. Все эти причины повлияли на создание третьего моего проекта — онлайн-школы русского языка и русской культуры «Russificate Kids».

-2

Как там у тебя сейчас всё устроено (мне как маркетологу интересна вся маркетинговая система в первую очередь)?

Мы предлагаем 3 формата уроков по длительности — 45, 60 и 90 минут. Заполняя формуляр на сайте, студент должен выбрать какой-то один формат. Выбор длительности уроков лежит на самих студентах, её можно поменять в течение курса. Например, логично, что, если уроки проводятся с детьми и подростками, родители выбирают уроки длительностью 45 или даже 30 минут (мы предоставляем такую возможность). Часто случается так, что студенты выбирают 45-минутные уроки, потому что не знают, как эти уроки будут проходить, понравятся ли они им и т.д. Когда они убеждаются, что заниматься им нравится, они меняют длительность на 60 или даже 90 минут. То же самое происходит с частотой уроков. Помимо этого, студенты часто выбирают конкретных преподавателей, предварительно ознакомившись с их резюме на сайте. Кому-то важно, чтобы педагог владел русским, кому-то — нет. Часть студентов готовится к международным экзаменам и им важно попасть к преподавателям, имеющим опыт подготовки к этим тестам и т.д. У нас есть неспециализированные курсы — например, общий или разговорный курс, и специализированные курсы — например, бизнес-курс или курс подготовки к экзаменам на сертификаты. Обо всём этом студент пишет в формуляре. Мы обрабатываем все формуляры, «распределяя» студентов по преподавателям для прохождения ими бесплатного пробного урока, который длится 30 минут. После бесплатного урока студенты, решившие остаться, пишут нам, и вносят оплату, которая поступает на счёт школы. Два раза в месяц мы платим нашим педагогам, забирая себе комиссию. Мы работаем на маленькой комиссии: 2,5 евро за каждый урок 45 минут, 3 евро — за урок 60 минут и 4,5 евро — за урок 90 минут. Мы считаем, что «грабить» преподавателей и забирать половину суммы совершенно нечестно, потому что дорожим своей репутацией прежде всего. Во-вторых, безусловно, таким образом мы стараемся избежать «перетягивания» студентов преподавателями из школы. У нас есть страницы в социальных сетях, мы постоянно пишем статьи и материалы для сайтов. Мы сотрудничаем со специалистом по веб-дизайну и продвижению, которому очень благодарны за неоценимую помощь в течение всех этих лет. Я лично занимаюсь бухгалтерией, написанием части материалов для школ, провожу собеседования с педагогами.

Я так понимаю, бизнес у тебя зарегистрирован в Испании, где ты и живёшь. Расскажи, пожалуйста, какие есть особенности ведения бизнеса в Испании? В Аргентине без профессионального бухгалтера шагу ступить нельзя, чтобы не попасть на какой-нибудь штраф. В Испании всё так же запутано?

В Испании тоже всё запутано, обязательно нужно иметь бухгалтера. Причем даже налоговая не может разобраться в нашем бизнесе, потому что он слишком необычен для здешнего рынка. Они до сих пор не понимают, чем мы занимаемся, приходится объяснять по нескольку раз. Нужно просто иметь все подтверждения платежей и работать по-честному, тогда всё будет в порядке.

А расскажи, как ты переехала в Испанию?

Я замужем за испанцем. Мы встретились в далёком 2003 году, мне было 20 лет, ему — 24. Мы жили в Москве 9 лет, мой муж работал преподавателем испанского языка в испанской школе и Институте Сервантеса, я работала преподавателем русского языка в Посольстве Испании, преподавателем испанского языка в Институте Пушкина и РГГУ, давала частные уроки русского и испанского языков. В какой-то момент мы просто решили переехать в Испанию, о чём, впрочем, знали изначально, живя в Москве. Поэтому моя подготовка к переезду началась за много лет до самой эмиграции, и она включала в себе признание диплома в Испании, получение квалификации преподавателя РКИ, открытие блога и открытие всех моих онлайн-школ. Все эти шаги были осознанными, они были рассчитаны на работу вне зависимости от места жительства, от ситуации на рабочем рынке в моей сфере в Испании и от планирования семьи (после переезда у меня родился сын, как и было запланировано нами).

Помимо трёх школ, ты ещё ведёшь вебинары для преподавателей и, если я правильно помню, сама преподаёшь? Со стороны выглядишь многорукой Шивой, и кажется, что у тебя 48 часов в сутках вместо 24. Как тебе всё это удаётся совмещать? Да к тому же ещё и с маленьким ребёнком, который до недавнего времени не ходил в сад.

Да, правильно, я также преподаю сама : веду уроки РКИ, испанского и немецкого и провожу вебинары и консультации для преподавателей по разным темам. Всё совмещаю с огромным трудом, нужно успевать заниматься и ребёнком, так как я слежу за состоянием его русского языка, каждый день читаю ему книги, мы обсуждаем разные темы и т.д. Со стороны кажется, что у меня всё получается, что я «порхаю мотыльком», что я успешна и позитивна. Признаюсь честно, это даётся мне тяжело, я работаю 365 дней в году, мало кто представляет, что за этим стоит. У меня ещё много планов, которые никак не удаётся осуществить из-за отсутствия времени — я жду, когда сын немного подрастёт. А за помощь в домашнем хозяйстве огромное спасибо мужу и свекрови!

***

В последнее время я всё чаще слышу и читаю, что страсть — так себе основа для бизнеса. В первую очередь, потому, что пассионарии занимаются любимым делом, не зависимо от того, платят им за это или нет. И если процессы не отстроены, то обратная сторона чрезмерной увлечённости любимым делом — нестабильные доходы и быстрое выгорание, из которого пассонарий стремится быстрее выбраться, чтобы снова ухнуть с головой, когда ресурсы опять закончатся. Критики также говорят, что в бизнесе полно рутинных и просто неприятных задач, – например, разборки с налоговой, – которые если не сразу, то со временем уж точно убивают магию от занятия любимым делом, что только усугубляет ситуацию выгорания, и одной страсти явно становится недостаточно. Отчасти я с этим согласна, потому что сама не раз проходила через циклы выгорания и восстания из пепла. Но лишь отчасти.

Огромным плюсом бизнеса на страсти является тот факт, что пассонарию надо намного меньше сил и средств вкладывать в маркетинг, чем тому, кто строит бизнес, что называется, из головы. Горящие глаза пассионария “зажигают” других людей и буквально влюбляют их в человека и его дело. Где бы он ни появился, за ним тут же начинают следовать, и история Юли тому подтверждение.

Следовательно, чтобы много лет и с кайфом заниматься любимым делом, пассионарию нужно выстроить систему так, чтобы она работала на него, а не тянула из владельца бизнеса все соки, давала ему возможность восстанавливаться и продолжать развивать эту систему. Задача эта очень сложная и лежит за пределами сферы маркетинга. Мы с Юлей, как взаимно притянувшиеся пассионарии, прочувствовали необходимость выстраивать такую систему на собственном опыте, и обе работаем над этим в своих проектах.

Так что, с точки зрения маркетинга, страсть — отличный фундамент для строительства бизнеса, но важно помнить, что бизнес — сложный механизм, где страсть является топливом, чтобы он мог двигаться. Без отладки этого механизма она способна очень быстро спалить и бизнес, и его владельца.

Оригинал: https://hanna-kash.ru/biznes-so-strastyu-intervyu-s-yuliej-amlinskoj/