В этой статье я хочу рассказать об одном занятном аксессуаре лётчиков и о том, откуда же он взялся.
Говорить сегодня я буду об уже привычных для всех очков со стёклами в форме капельки, второе их название «Авиаторы».
Как вы понимаете такое название не могла возникнуть на ровном месте.
Сегодня стандартная картина когда в фильме какой-нибудь крутой американский лётчик уверенной походкой идёт по аэродрому в этих самых очках. До Вьетнамской войны (60-х годов) об их существовании никто особенно не подозревал.
Почему именно после Вьетнама? - спросите вы.
История эта очень занятная. В то время на реактивных истребителях начали появляться первые системы управления огнём.
В СССР придумали следующий способ: вмонтировать в шлем лётчика передатчик и сзади поставить антенну приёмник, чтобы пушки поворачивали за головой лётчика.
Как всегда, наши конструкторы работали надежно и просто. Своими решениями они обеспечивали простоту эксплуатации, лёгкость производства и надёжность. Каждый раз когда я узнаю о том, в каких условиях может работать наша техника, я поражаюсь.
В тоже время получили развитие первые радиодатчики на борту самолётов. Наши датчики часто выходили из строя из-за влаги. Решение было простым заливать датчики внутри рисовой кашей, с помощью которых вьетнамцы строили свои дома.
Американцы же придумывают всё очень сложным, дорогостоящим, но с повышенными характеристиками.
В США пошли другим путём: их система прицеливания следила за зрачками лётчика и поворачивала оружие за зрением лётчика.
Но американцы столкнулись с проблемой этой системе очень мешали ресницы и их пришлось удалить - изуродовать лётчиков.
Лётчики чтобы скрывать этот недостаток придумали носить очки с широкими стёклами.
Я считаю, подобные решения просто неуважением к лётчикам, которые и так на каждом вылете рисковали жизнь.
Кем вообще должен быть человек, чтобы своим изобретением заставлять уродовать лётчиков?
Позже систему заменили, а очки так и остались стандартным атрибутом лётчика. В странах СНГ такой популярности эти очки не получили, потому что наш менталитет не позволила уродовать людей даже ради такой цели, а просто так перенимать западные традиции у нас в авиации не принято.