Найти тему

Прогрессивная шкала НДФЛ в РОССИИ

Оглавление

Жаркие споры о прогрессивной шкале НДФЛ идут не только в РОССИИ, где её нет, но и в тех странах, где она успешно применяется. Аргументы ЗА и ПРОТИВ, высказываемые экспертами, властями и богатыми людьми ограничены в своих суждениях.

Недавно попалась статья на ХАБРе от человека из "Песочницы" - Прогрессивная шкала налогообложения.

Данный пост и особенно комментарии к ним, навели автора на мысль: разобраться с этим налогом. Почему в МИРЕ им пользуются все развитые страны? Почему в РОССИИ он не вводится? Какие будут плюсы или минусы? Если вводить, то какую формулу применить? Далее в процессе изучения темы возникнут и другие вопросы. Итак, приступим.

История прогрессивного НДФЛ в РОССИИ и МИРЕ.

Начнем с истории возникновения налога. В википедии на эту тему имеется занимательная статья: Прогрессивное налогообложение. Советую ознакомится с ней. Она дает небольшой экскурс в историю, что для обычного человека достаточно.

Аргументы в пользу прогрессивной шкалы НДФЛ в разные времена были свои. В современности особое влияние имеет так называемый компенсационный аргумент. Основная суть которого, повышенный налог у богатых компенсирует дополнительные привилегии, получаемые ими от государства. Спорных вопросов может возникнуть больше, чем ответов. Но если честно: в РОССИИ у богатых через чур много привилегий.

В РОССИИ противниками прогрессивной шкалы НДФЛ поддерживается миф о том, что при пропорциональной шкале НДФЛ собираемость налогов выше, тем самым выше наполняемость бюджета страны. Что данными статистики не подтверждается.

Консолидированный бюджет РФ по годам
Консолидированный бюджет РФ по годам

Собираемость налогов, как и любое другое выполнение законности, зависит, на мой взгляд, от нескольких факторов:

  • Четко сформулированные законы;
  • Установлена адекватная ответственность за нарушение закона;
  • Неотвратимость наказания за нарушение (все одинаково равны);
  • Контроль исполнения законности должен быть строгим ("кодекс" чиновника или силовика);
  • Пропаганда честности и ответственности (как личной, так и социальной).

У прогрессивной шкалы НДФЛ есть множество различных форм и вариантов. Рассматривать все их не будем.

Упомянуть хотелось бы о том, что в современной РОССИИ, прогрессивная шкала НДФЛ вводилась в 1998 году и просуществовала 2 года.

У как у НИХ?

Рассмотрим НДФЛ в других странах ближнего и дальнего зарубежья. Почти во всех развитых и не очень странах - прогрессивная шкала НДФЛ.

При чем ставки не блещут своими гуманизмом и человеколюбием. Грубое "You have to understand, this is just business". Но может в плане финансов так и должно быть? Как Вы полагаете?

Государство дает тебе огромные возможности зарабатывать хорошие деньги, и в РОССИИ особенно видно, что доходные места принадлежать не лучшим представителям нашей РОДИНЫ.

Но это лирика, отвлеклись не много.

Значит в развитых странах относятся к прогрессивной шкале НДФЛ, как к должному. Может это не самый худший опыт, который стоит перенять?

Правительство РОССИИ и прогрессивная шкала НДФЛ

В государственную думу РОССИИ много раз вносили различные предложения о введении прогрессивной шкалы НДФЛ.

Законопроекты о возвращении к прогрессивной шкале регулярно вносились в парламент, однако правительство страны всегда давало на них отрицательные заключения. В 2010 году Владимир Жириновский выступал за «семиступенчатую» шкалу налогообложения – от 2 до 40%. Депутаты от КПРФ предлагали снизить налог для граждан, чей доход меньше 60 тысяч рублей в год, до 5%, а для зарабатывающих от 12 млн рублей в год – поднять до 45%. В октябре 2017 года Госдума отклонила законопроекты трех фракций о введении прогрессивной шкалы НДФЛ.
В феврале 2018 года депутаты от фракции «Справедливая Россия» внесли в нижнюю палату парламента законопроект, где предложили для граждан с доходами ниже 24 млн рублей в год оставить 13-процентную ставку, для остальных – поднять до 18%. По мнению парламентариев, под действие «максимальной» ставки подпадет чуть более 20 тысяч плательщиков, а поступление налогов увеличится на 200 млрд рублей в год.
В марте 2018 года депутаты от КПРФ заговорили о том, что надо ввести с 1 января 2019 года прогрессивную шкалу НДФЛ. Для лиц, получающих меньше 100 тысяч рублей в год, предлагалась ставка в 5%. При годовом доходе до 3 млн рублей ставка составила бы 5 тысяч рублей плюс 13% с суммы выше 100 тысяч рублей. Для лиц с доходами до 10 млн рублей — 382 тысячи рублей плюс 18% с суммы свыше 3 млн. Для получающих в год свыше 10 млн рублей – 1,642 млн рублей плюс 25% с суммы больше 10 млн рублей.
Источник: https://www.solidarnost.org/special/profdict/Vse_o_progressivnoy_shkale_nalogooblozheniya.html

Правительство не поддерживало ни один из предложенных вариантов.

В апреле 2018 года премьер-министр РОССИИ Медведев Д.А. в ежегодном отчете по работе правительства в госдуме высказал свое мнение по поводу прогрессивной шкалы НФДЛ.

Аргументы самые примитивные:

  • Прогрессивная шкала НДФЛ сильнее всех бьет не тех, у кого сверхдоходы, а тех, у кого средние доходы, то есть бьет по среднему классу;
  • При введении прогрессивной шкалы также усложнится административное обслуживание уплаты налога;
  • Часть налогов уйдет в серую зону;
  • Обогащение местных бюджетов столицы и крупных городов и обнищание отдаленных регионов, ведь налогами облагают по месту трудоустройства, а не проживания.

Давайте пробежимся по основным пунктам, и попробуем определить "правильный" путь решения данного вопроса.

Защитим средний класс РОССИИ от грабежа!

При введении прогрессивной шкалы НДФЛ в РОССИИ, правительство и эксперты опасаются, что все бремя ляжет на так называемый средний класс. Что он будет отдуваться в полной мере. Так давайте защитим его здесь и сейчас!!!

Начнем с самого простого. Установим минимальную процентную ставку на уровне - 15%. Этот процент платят все работающие люди (рассматривается наемный труд).

Так как НДФЛ является местным налогом, и в данный момент времени 13% устраивает всех, то в новой редакции, из 15% налога - 13% отправляется в местный бюджет, а 2% в региональный. Там он будет консолидироваться и дотационно возвращаться в районы с худшей обстановкой или идти на создание новых рабочих мест например.

Теперь определимся с определением - "средний класс". Сре́дний класс — социальная группа людей, имеющая устойчивые доходы, достаточные для удовлетворения широкого круга материальных и социальных потребностей.

Уровень устойчивых доходов в РОССИИ определим, как средняя зарплата в стране плюс три МРОТа.

Итого, на дату публикации, уровень устойчивого дохода получился равным 43062 + 3*11280 = 76902 рубля. Этот уровень будем считать средним.

То есть в годовом выражении: 76902*12=922824 руб.

Поэтому минимальную планку можно установить в 1 млн. руб.

Далее идет прогрессия, но линейная. Например, с каждым миллионом ставка растет на 1%, до 25% и упирается в 25% при превышении 10 млн. руб в год.

То есть получилась такая таблица.

Доход, руб Ставка, %

до 1 000 000 15

от 1 000 000 до 2 000 000 16

от 2 000 000 до 3 000 000 17

от 3 000 000 до 4 000 000 18

от 4 000 000 до 5 000 000 19

от 5 000 000 до 6 000 000 20

от 6 000 000 до 7 000 000 21

от 7 000 000 до 8 000 000 22

от 8 000 000 до 9 000 000 23

от 9 000 000 до 10 000 000 24

свыше 10 000 000 25

Но чтоб было проще рассчитывать налог, при чем за наемного работника это делает работодатель, возьмем месячную заработную плату, и от нее рассчитаем процент. То есть месячные начисления до 100 тыс. руб. - 15%, от 100 до 200 - 16% и т.д. до 1 млн. руб.

Простая формула, бухгалтерам проблем не составит.

Средний класс в РОССИИ, в своей основе, и получает до 100 тыс. рублей в месяц.

Теперь об бюджетах отчисления. Из минимальной 15% ставки - 2% это региональный бюджет, повышенная ставка начиная с 16% и до 20% делится в пропорции 2% региону, остальное местному бюджету. После 21% частных будет три. Местному 18%, региону 2.5% остальное федеральной казне. Звучит может и не слишком просто, но на деле все проще паренной репы.

Это касается наемного труда. Здесь налог уплачивает работодатель, и подавляющее большинство работников даже не представляет, как рассчитывается его НДФЛ. Так что здесь административных сложностей не возникнет.

А вот любой другой доход, который необходимо физическому лицу декларировать, предлагается взимать по фиксированной ставке в 17%. Ни какой дополнительный расчет не требуется.

Заработал на репетиторстве 15 млн. рублей - заплати 17%, заработал от купли-продажи движимого имущества (спекуляция) 1 млн. рублей - заплати 17%, заработал денег подрабатывая в свои законные выходные 500 тыс. рублей - заплати 17%, сдавал в аренду частною жилплощадь на сумму 350 тыс. руб. - заплати 17%. Все просто - до безобразия!!!

Промежуточный итог.

Может быть представленные расчеты и доводы покажутся кому-то дилетантскими, но они имеют право на жизнь. Стоит более тщательно подойти, и предложить более совершенную систему. Но по мнению автора, данный подход способен решить все проблемы и опасения разом:

  • Простая формула не создаст административных сложностей;
  • Фиксированная ставка на любой другой доход физического лица(не наемный труд) и четко сформулированные законы по уплате данных налогов, а также пресечение любых "серых экономических схем" на законном уровне, не позволит этим налогам уйти в теневой сектор;
  • Нагрузка на средний класс не возрастет;
  • Процентное распределения НДФЛ по уровням бюджетов РОССИИ нивелирует перекос больших городов и богатых регионов по сравнению с периферией;
  • Для не защищенных слоев можно придумать некоторые послабления (хотя здесь нужно решать проблему не с послаблением налогового бремени, а инструментами уменьшать количество людей, проживающих за чертой бедности или близки к ней, тема отдельной статьи);
  • Хоть какая-то социальная справедливость в данном вопросе снизит обостренность между социальными слоями в обществе.

Тема очень сложна и обширна. Но ведь самый сложный вопрос всегда и решался самым простым способом. Главное, сила воля наших властителей, чтоб она была неколебима, не лоббировала интересы олигархов, а также предъявляла одинаковые требования ко всем.

Послесловие.

Обращаюсь к тем, кто захочет по спекулировать о мотивации, отсутствие стимулирование к труду, уменьшении инвестиций и т.д.

Экономика стран Европы растет, Азии растет, Америки растет. Так что на инвестиционной перспективе ни как не скажется - Это РАЗ.

Стимулирование к труду всегда было не НДФЛ - а интерес к самой работы, моральное удовлетворение от результатов труда (не материальная часть), адекватность руководителей, развитие как личности и профессионала, карьерные перспективы и т.д. Совокупность этих факторов всегда ценились высоко - Это ДВА.

Мотивация заработать "все деньги МИРА" при наемном труде - наивна. Наемный труд имеет кардинальные отличия от собственного дела. Здесь и сравнивать их просто не уместно - Это ТРИ.

Так, что дальнейшая дискуссия должна быть в плоскости максимально высокий экономический эффект при минимальной социальной напряженности. Вот к чему необходимо стремится. Но сегодняшняя ситуация с плоской шкалой НДФЛ и низкой процентной ставкой, а также почти полным отсутствием государственного контроля за взиманием НДФЛ и "серых" зарплат, является предметом низкого качества власти в стране, да и как всего уровня жизни людей в целом.

Ведь, чтоб гражданам своей страны жилось хорошо, властям нужно работать, не покладая "РУК и НОГ".