Улица эта, крайняя к морю со стороны Турецкой бухты, была переименована вместе с огромным количеством других улиц в 23 году в честь Александра Сергеевича Пушкина
Бытует легенда, что Пушкинской она стала в честь неких пушек, которые стояли тут в турецкую войну — но это всего лишь легенда: переименование прошло в том же документе, что и всякие Некрасовские-Добролюбовские. (Точно также часть жителей верит, что улица Дзержинского названа в честь отца главного Чекиста — что тоже байка).
До этого же улица носила непривлекательное название Тюремная — в честь расположенного неподалеку, на рыбной площади, Острога.
В прочем, эта информация не нова, и её можно получить из гугла за пару минут.
Мы же поговорим, как обычно, о не печатаном раньше: о домах на этой улице. О том, что сохранилось.
Во первых, следует определить положение улицы в городской иерархии: нередко улицу относят к Богудонии. Мне это нравится, но не совсем верно. Богудония в своем исконном смысле — самовольные постройки на гласисе и валах крепости. Пушкинская же до революции улица была полноценной частью города и застраивалась по плану:
В советское время, когда началась застройка оврагов и береговой полосы, когда сформировались переулки Щемиловские, Пушкинская образовывала самостоятельный народный район — Щемиловку. Именно по этому считалось, что Богудония заканчивается рыбным переулком: дальше правила щемиловская братия (которая в прочем, мало отличалась по доходу и жизни от богудонских).
Однако, уже к концу 80-х Щемиловка из жизни города исчезла, Богудония стала включать в себя и пушкинскую улицу, и первые 3-4 переулка к морю.
А теперь перейдем к улице:
Сохранилась фотография 1955 года, которая показывает типичную постройку на улице. Это был добротный, хороший дом простого человека:
До революции на улице (ближе к Итальянскому) располагалась кузница, и стояли вот такие вот домики. Сейчас таких построек в оригинальном виде практически не осталось, снесены за ненадобностью или обложены кирпичом.
В 1950-х на улице были уже кирпичные дома, в том числе довоенной постройки. Однако, до революции таких построек практически не было.
Известно о трех дореволюционных домах: сейчас они идут под номерами 18, 19, 22.
Дом №18 был куплен моей семьей в 1907 году: принято считать, что фундамент и часть стен на тот момент уже были возведены, и семья дом лишь достраивала, а не строила с нуля. Правда это или нет, сказать сложно: дедушка родился спустя 29 лет, документов никаких не найдено.
Сохранилась фотография из 50-х, передающая облик дома. Опять же, принято считать, что это оригинальный вариант фасада, то, как он выглядел еще до революции (прадед и прапрадед были очень консервативными людьми):
Дом по классической таганрогской схеме: три окна на улицу: два окна ближайшие к двери вели в зал, крайнее окно — в одну из двух спален.
В доме две спальни, зал,кухня. Парадная дверь ведет не в каменную часть здания: за ней деревянная веранда (в которую есть вход со двора). Комнаты дома формировали кольцо вокруг печи: т.е. можно было обойти по всему дому по кругу. В общих чертах планировка выглядела так.
Деревянную веранду видно тут:
С приходом революции дом национализировали, семью уплотнили, подселив других людей. Вернуть все домовладение в свои руки удалось только к началу нулевых годов.
Хозяина дома и главу семьи репрессировали в 1945 году: прадед был начальником механического цеха рыбзавода (реабилитирован посмертно в 1994 году).
Сейчас дом изрядно испорчен, финансов это исправлять, как водится, нет:
Деревянную веранду заменили каменной, на месте двери — окно кухни:
Я плохой художник, но в общих чертах замысел понять можно. Дом выглядел вот так. Какое-то греческое влияние очевидно. Информации бы — но увы, ничего нет:
По соседству находится другой каменный дом: в нем я не жил, однако сказать пару слов о нем можно. Адрес его №19. Выглядит сейчас он тоже неказисто:
Но если включить воображение, начинает просвечивать задумка:
Никакой информации про этот дом у меня так же нет.
Третий дом, №22, выглядел вот так:
Не смотря на то, что этот дом гораздо более простой чем два других, он так же интересен: он кирпичный, был долгое время покрыт тяжелой черепицей. Историю этого дома я так же не знаю.
Сейчас здание совершенно изуродовано: сначала перестелили крышу, сняли ставни. Затем заложили среднее окно, а потом и вовсе обшили сайдингом:
В наши дни, по большей части, улица имеет застройку от 50-х годов и выше.
Часть домов — старые обложенные кирпичом мазанные дома (например, Пушкинская 15).
Сохранилось советское творчество:
Много домов в округе выполнены по одному и тому же проекту. Несколько таких домов можно найти на улице, часть на Шевченко, на крепости 4-й группе и внизу, на Овражном:
Часть домов строилась с оглядкой на былые времена: все так же три окна и каменная парадная, за которой деревянная веранда. Сейчас это массово заложено кирпичом:
Не смотря на общее советское равенство, дома разнятся. От совсем простых домиков:
До домов с мансардой (их, кажется, продвигали в журналах типа Моделист-Конструктор):
Отдельно стоит упомянуть дом №17. Построенный в конце 1950-х, он был бы типичным каменным домом тех лет (такие строили чуть ли не до конца 80-х), если бы не имел на крыше небольшую башенку:
В этом доме жил Иван Хренов — талантливый каменщик, построивший со своей бригадой не только этот, но и множество других домов по городу. Семья Хреновых живет в этом доме до сих пор.
Заканчивается улица бетонным коллектором открытой дождевой канализации:
Интересно, что раньше она работала: по улице в сильный дождь шел поток воды. Теперь, после окончательного разрушения брусчатки и укладки асфальта поток воды поутих (уходит в переулки?), что наверное не очень хорошо.
В завершение посмотрим на новодельный дом, поевший много нервов нашим соседям: еще с момента начала строительства некоторые из социально ответственных жильцов обращались с жалобами на нарушение строительства, но всем как всегда было похрену: ребята не парясь построили дом прямо на тротуаре:
Из-за этого остаток тротуара стало подтапливать, какое-то время назад даже камыш рос. Ребята натыкали бетонных преград:
Люди, ясное дело, ходят по дороге, тротуар выпал из обращения полностью:
Администрация молчит, а ребятам норм: и домик, и гараж, и двор квадратов на 5 прирос. Причем степень наглости растет: сначала построили дом, затем под его уровень достроили гараж, затем пробросили забор. Глядишь и вся улица последует примеру: