Найти в Дзене
alektogroup.com

Почему стартерным АКБ необходима тренировка?

Стартерная АКБ, как и любая другая имеет ресурс, выраженный не только в сроке эксплуатации, но и в количестве циклов заряда-разряда. Глубокие разряды до 10.5 Вольт и ниже отрицательно сказываются на сроке службы кислотных стартерных АКБ. Сурьмянистые АКБ плохо выдерживают подобные разряды. АКБ, произведенные по технологии Ca-Ca справляются еще хуже. Еще меньше к глубоким разрядам приспособлены АКБ, произведенные по технологии Silver. АКБ изготовленные по технологии AGM выдерживают разряды лучше. Чем же помогает тренировка? Все просто - после тренировки глубоких разрядов становится меньше. При пуске двигателя напряжение на клеммах тренированной АКБ остается более высоким, чем у нетренированной АКБ. Похожую ситуацию мы наблюдаем, когда на автомобиль ставится АКБ меньшей емкости – при пуске она разряжается глубже, то есть напряжение опускается ниже - соответственно глубоких разрядов будет больше, а срок службы будет значительно ниже, чем у штатной АКБ. То же самое происходит и с не

Стартерная АКБ, как и любая другая имеет ресурс, выраженный не только в сроке эксплуатации, но и в количестве циклов заряда-разряда.

Глубокие разряды до 10.5 Вольт и ниже отрицательно сказываются на сроке службы кислотных стартерных АКБ. Сурьмянистые АКБ плохо выдерживают подобные разряды. АКБ, произведенные по технологии Ca-Ca справляются еще хуже. Еще меньше к глубоким разрядам приспособлены АКБ, произведенные по технологии Silver.

-2

АКБ изготовленные по технологии AGM выдерживают разряды лучше.

Чем же помогает тренировка?

Все просто - после тренировки глубоких разрядов становится меньше. При пуске двигателя напряжение на клеммах тренированной АКБ остается более высоким, чем у нетренированной АКБ. Похожую ситуацию мы наблюдаем, когда на автомобиль ставится АКБ меньшей емкости – при пуске она разряжается глубже, то есть напряжение опускается ниже - соответственно глубоких разрядов будет больше, а срок службы будет значительно ниже, чем у штатной АКБ. То же самое происходит и с нетренированной АКБ, ее фактическая емкость ниже заявленной, как правило, на 30 – 50%, и разряжаться при пуске такая АКБ будет до более низкого напряжения, а значит и глубоких разрядов у нее будет больше.

О пуске

Тренированная АКБ обеспечивает больший ток холодной прокрутки, чем аналогичная нетренированная. Разница может показаться незначительной на первый взгляд (процентов 10 – 15), но именно этих процентов в совокупности с более высоким напряжением может не хватить для нормального запуска двигателя.

О зарядке АКБ от генератора автомобиля

Мало кто знает, что есть такая стандартная характеристика, как способность АКБ принимать заряд. Но многие слышали фразу: «Аккумулятор не берет ток!». Это то же самое, но простыми словами. Если пластины АКБ засульфатированы, то напряжение на клеммах АКБ при заряде от генератора автомобиля на АКБ достаточно быстро достигает границы, установленной реле-регулятором автомобиля - 13. 8 или 14.4 Вольта для систем, предназначенных для заряда малосурьмянистых и кальциевых АКБ соответственно. Поскольку устройств, контролирующих ПРИЕМ заряда АКБ на борту нет, реле прекратит заряд АКБ по достижении на ее клеммах нужного напряжения. Получается, что напряжение достигло установленного предела, а АКБ не приняла зарядный ток в течении необходимого для ее восстановления после старта времени. Что это значит? Это значит, что после каждого старта АКБ подзаряжается, но на меньшую величину емкости по сравнению с отданной ранее при пуске. Этот процесс постепенно приводит к потере емкости АКБ, и, в конце концов, стартер не заводит двигатель. Процесс может протекать медленно, если пробеги автомобиля между пусками двигателями достаточно длительные, и быстрее, если пробеги короткие. Отрицательное влияние так же оказывает движение с частыми остановками на светофорах, движение с включенным светом, обогревателем (или кондиционером) и подогревом стекол и сидений.

Для обеспечения большего срока службы АКБ необходимо, чтобы пластины аккумуляторов АКБ и желательно токоведущие шины, к которым приварены пластины, находились ниже уровня электролита.

Что происходит в нетренированной АКБ?

Плотность электролита падает. Электрохимия – упрямая вещь, при падении плотности и росте очагов сульфатации, уменьшается объем электролита. Часто в таких случаях токоведущие шины оказываются над поверхностью электролита. Начинается их ускоренное окисление (сульфатация).

-3

Этот процесс необратим. Он приводит к увеличению внутреннего сопротивления АКБ, что, в свою очередь, снижает обеспечиваемый АКБ ток прокрутки. Рассматривать вопрос о снижении уровня электролита до такой степени, что оголяются пластины нет смысла – через несколько дней фатальный исход неизбежен. У тренированной АКБ при прочих равных условиях уровень электролита всегда будет выше.

О важности тока утечки в сети автомобиля

Современные автомобили буквально набиты электронными устройствами и далеко не все из них полностью отключаются, когда мы глушим двигатель. Именно такие «неспящие» устройства вносят основной вклад в величину тока утечки. Некоторые производители автомобилей и самих электронных устройств стремятся снизить ток утечки, но это редкость. В большинстве случаев производитель автомобиля решает вопрос «в лоб» – ставит АКБ большей емкости. В результате происходит следующее: автомобиль «отдыхая» от поездок разряжает бортовую АКБ самым худшим типом разряда – малым током ( мал он в сравнении с током прокрутки стартера). Такой малый ток может достигать на ИСПРАВНОМ автомобиле 70- 80 мА. Что это значит? За 16 часов АКБ разряжается на 1.25 Ач - примерно столько же, сколько тратится на запуск двигателя. А теперь вернемся чуть-чуть назад, к тому моменту, когда мы рассматривали, как АКБ принимает заряд. Получается, что к проблеме систематического недозаряда добавляется проблема систематического разряда из-за "незасыпающей" электроники. В сумме эти две проблемы приводят к тому, что через два года после начала эксплуатации в большинстве АКБ остается около 35 -40 % от заявленной производителем емкости. Нетрудно придти к выводу, что в холодный сезон такая АКБ попросту не сможет запустить двигатель.

Можем подвести итог:

Нетренированные АКБ быстрее приходят в негодность и значительно быстрее уменьшают свой срок службы во время эксплуатации, чем тренированные. Процедура тренировки необходима для поддержания АКБ в работоспособном состоянии - без систематических переразрядов. Если не обеспечить достаточный ток холодной прокрутки, двигатель не запустится, что может привести к возможным финансовым , а иногда даже людским потерям (например в случае отказа пожарной техники), следовательно нетренированная АКБ - это риск. Отсутствие своевременного обслуживания АКБ приводит к необратимым последствиям в виде, например, сульфатации пластин, что в свою очередь гарантированно "убьет" батарею.

Стоит понимать, что помимо состояния АКБ критически важно также состояние техники, где АКБ эксплуатируется - значительные токи, потребляемые "незасыпающей" электроникой способны "убить" любую АКБ. Необходимо иметь оборудование, отслеживающее ток утечки.

Ссылки на статьи по обслуживанию АКБ:

Спасение аккумуляторной батареи Bosch 70 Ач, или что бывает с АКБ даже в теплом климате Греции

Почему очень важно обслуживать батареи на погрузчике

Почему аккумуляторные батареи для складской техники умирают, а штатные зарядные устройства не могут их спасти?

Единственный способ правильно обслужить аккумуляторную батарею Toyota Prius