Найти тему
Good Old Nerpach

Зачем на самом деле была создана Инквизиция?

На DTF выложили большой материал о работе Инквизиции. Он как минимум интересный, но в мелочах (и это заметили в комментариях) слегка противоречивый. Причина — постоянные перескакивания с темы «Инквизиция в конкретный исторический период в конкретной местности» к «что есть Инквизиция вообще, как образ».

Внутри есть упоминания самых важных моментов, определяющих сущность этой организации, но на мой взгляд на них не сделан должный акцент. Поэтому взял эту роль на себя:

— Источник ересей — различные трактовки Библии. Как вы помните «Забавной Библии» Священный текст — весьма эклектичное произведение, сочетающие в себе отражение дискурса ушедших эпох, ссылки на исторические факты и цели её создателей. Отсюда — почти бесконечные возможности к интерпретации.

— Церковь как институт — это не то же самое, что религия или вера. Последние говорят о трансцендентном, потустороннем, выходящим за рамки этого мира. Церковь же принадлежит этому миру. Её составляют конкретные люди, с конкретными витальными и социальными желаниями-потребностями. Как и любому социальному организму Церкви нужно привлекать новых членов и удерживать тех, что уже есть. Это — интерес политический, непосредственно затрагивающий интересы распределения власти в обществе.

— В 1215 году мирянам запрещаю читать Библию. Обычным людям запрещают доступ к тексту, при чтение которого они могут сформировать представление о своём личном Боге. Теперь Бог — это абстракция, авторитет которой должны поддерживать специально обученные люди. Потребность в «каноне», внеиндивидуальном Боге-Абсолюте, возникает из-за необходимости конкретной организации сохранить свою власть над мыслями людей. Власть над мыслями — опосредованная власть (влияние) над действиями.

— Протестантизм, Реформация в Германии и других странах — это возвращение Бога человеку, попытка сделать из Абсолюта вообще, Абсолюта личного. Людям возвращается власть над самими собой, когда возвращается власть над Богом.

— Инквизиция — это организация, деятельность которой призвана сохранить авторитет Бога Церкви, внеиндивидуального, абстрактного Абсолюта. Мотив Инквизиции — политический.

— Риторически деятельность Инквизиции регламентируется Библией, Божественным Откровением. Фактически — политической организацией «Католическая Церковь». Конечный интерес Церкви — материальный, посюсторонний. Инквизиторы в ходе преследования еретиков имеют материальный интерес (часть имущества еретика), доносчики точно так же могут получить часть имущества еретика. В данном случае обвинение в ереси может быть чисто риторическим.

— Методы и инструменты Инквизиции не выходят за рамки принятых и используемых в каждую конкретную эпоху средств. Средневековый светский суд, как и суд инквизиторский, с точки зрения современного человека суд бесчеловечный.

— Рассматривать Инквизицию лишь как организацию, исполняющую волю Бога, то есть как организацию связанную с вопросами веры — заблуждение. Если ориентироваться лишь на риторику, то можно прийти лишь к идеалистическому, абстрактному атеизму. Нужно рассматривать деятельность Инквизиции в контексте практики. Инквизиция — политическое образование, связанное с вполне материальными интересами людей.