Фраза «В коучинге коуч несет ответственность за процесс, а ответственность за действия и результат лежит на клиенте» почти всегда вызывает недоумение. Не только у коучей, заходящих в профессию, но и у клиентов, впервые обращающихся к коучу. Как выглядит эта ответственность?
Как понять, кто несет ответственность?
Поговорим об ответственности и о том, как она разделяется между коучем и клиентом. Коучи, впервые столкнувшись с этой темой, стараются принять ее как данность. Но, внедряя этот принцип в свою практику, часто сталкиваются с внутренним несогласием. Так, во время обсуждения компетенции №11 (Управление прогрессом и ответственностью) ведущий одного из модулей
Вклад обучающего курса в очередной раз произнес фразу: «Коуч не несет ответственности за результат клиента. Все, что клиент достиг в сессии, — это достижение клиента». И услышал в ответ: «Но ведь тогда мы обесцениваем собственный труд и вклад — то, что делаем для клиента в коучинге». Тема отношений коуча с ответственностью является краеугольным камнем в построении грамотной работы с клиентом. Умение управлять собственной ответственностью, оставляя клиенту ответственность за совершаемые им действия, — один из принципов, который определяет возможности коучинга и его границы.
Передача ответственности складывается из множества мелких штрихов. Сегодня хочется остановиться на некоторых из них. Достаточно часто ответственность и вину ставят в один ряд. Человек может почувствовать себя виноватым, когда его действия приводят к нежелательным последствиям. Но территория ответственности начинается намного раньше. Ответственность — это право выбрать свой ответ (реакцию) на возникающие обстоятельства и готовность ко встрече с неизбежными последствиями выбора. Проще говоря, человек выбирает, как отреагировать на происходящее с ним, и никто другой не может занять его место в момент отклика.К примеру, в консультировании существует видимость снятия ответственности за результат, так как клиент получает четкие рекомендации — что, почему, когда и как делать. Можно дать команду «Прыгай!», но пятки отобьет тот, кто прыгал, а не тот, кто скомандовал. Делать все это или нет, готов ли он к последствиям своего выбора — это клиент решает самостоятельно. В коучинге отношение к ответственности является фундаментальной составляющей профессии и выражается очень емко: «Отдай чужое изначально и возьми только то, что действительно твое».
Тогда в чем же заключается ответственность коуча?
ICF определяет коучинг как партнерство с клиентами в продуманном и творческом процессе, который вдохновляет их на максимальное проявление личного и профессионального потенциала. Используя имеющиеся навыки, коуч создает процесс общения, в котором многое становится простым и понятным. И тогда клиент берет на себя ответственность за все, что дальше будет с ним происходить. Это похоже на большую выставку, в которой есть множество залов с различными экспозициями. Организаторы выставки несут ответственность за то, чтобы процесс ее просмотра был максимально комфортен для посетителей. И чем лучше она организована, тем проще посетителю получить то, ради чего он пришел (а иногда и сверх этого). Но принять решение — пойти или нет, как долго там быть, на что смотреть, с какой скоростью передвигаться из одного зала в другой — может только сам посетитель. И это его ответственность и его выбор. Думаю, вы замечали, насколько разными бывают впечатления у людей, выходящих из картинной галереи или кинотеатра. В отличие от организаторов выставки или кинопроката, в навыки коуча входит умение организовать процесс понимания — что, зачем и как. На этой территории заложено все, что коуч делает для клиента. Там можно постоянно расти и развиваться. Когда клиент использует возможность, предоставленную коучем, то получает реальный опыт самостоятельного управления ситуациями, в которых раньше он не видел решения. Научаться тому, что «не видеть решения не значит не иметь оного», — это тоже заслуга и достижение клиента.
Как распознать огрехи?
Коучинговые компетенции описывают процессы, которые коуч умеет организовывать для клиента. Качество организации этих процессов дает клиенту возможность (не обязывает, а всего лишь дает возможность!) обрести новый взгляд на ситуацию, увидеть там свое место, распознать новые возможности, обдумать варианты решений, выбрать лучшее и начать движение к цели. Цель коуча ― организовать необходимые процессы в ходе сессии, фокусируя клиента на его задаче. Если все внимание коуча сосредоточено на достижении результата, происходит провал в компетенциях и, как следствие, процесс сбоит. В чем это может выражаться?
● Контракт. Мало времени уделяется исследованию цели и скрытого запроса. Это часто происходит в ситуациях, когда с самого начала цель хорошо сформулирована клиентом. «Что тут думать? Прыгать надо!» Зачастую это приводит к поверхностной работе и незначительным результатам, причем изменить контракт на сессию практически невозможно.
● Нет исследования — нет сильных вопросов. Любые исследования становятся угрозой для коуча, так как он может потерять нить или не успеть решить задачу. Продвигающие вопросы постепенно изменяются на направляющие либо превращаются в скрытые или прямые директивы.
● Нет исследования — нет расширения осознанности клиента. Не получая сильных вопросов, способных расширить взгляд на происходящее, клиент остается на том же уровне понимания ситуации и себя в ней, меняя лишь последовательность привычных действий.
● Качественное слушание становится риском для коуча, так как может вывести клиента на новую тему исследования, а это явная угроза потери времени и отклонения от результата. Тогда слушание может проявляться очень выборочно, а в какие-то моменты полностью сходит на нет. То есть, коуч слушает клиента лишь до тех пор, пока не услышит нечто, с чем он умеет работать. Затем его слушание «выключается» — и он «тянет» клиента своими вопросами желаемому результату.
● Доверие клиента к самому себе теряется, так как он не получает партнерской поддержки в поиске и выражении мыслей, истинных чувств и потребностей. Снижается (или так и не возникает) доверие к коучу и к самому процессу коучинга, так как результаты сессии не добавляют существенной ценности (осознанности, ресурсов и пр.) в картину мира клиента.
● И, конечно же, коучинговое присутствие, которое превращается в консультирование в тот момент, когда коуч начинает искать решение. Коучинг лишает коуча возможности демонстрировать свое умение решать чужие задачи. Сила коуча в умении построить взаимодействие, дающее клиенту возможность научаться принимать собственные вызовы и справляться с ними, развивать навык самостоятельно удерживать бразды правления.
● Быть в партнерстве с человеком в период, пока он наращивает силы и возвращается к себе и своим возможностям. Здесь ключевым навыком коуча является отсутствие необходимости управлять чужими решениями. Тем самым коуч вместе с клиентом создает путь, направляющий к неограниченной личной свободе и автономности каждого. Как разделять ответственность в коучинге, в какой момент это делать, какой способ выбрать — каждый коуч решает сам, и здесь очень уместна работа с ментором, личным коучем и супервизором.
А для начала...
Можно поискать честные ответы на вопросы:
● Что является мифом, а что правдой в моем поиске чужих результатов?
● Чему я позволяю быть, когда мой профессиональный уровень зависит от достижений других людей?
● Для какого меня важны достижения другого человека?
● Что происходит с моей жизнью в такие моменты?
● Что на самом деле получают клиенты от моего коучинга?
● Что я делаю так хорошо, что это приводит моих клиентов к таким результатам?
По завершении обучающего курса (после многократных обсуждений темы ответственности в коучинге) та же студентка поделилась найденной метафорой: «Рядом с клиентом множество людей, которые вносят вклад в его жизнь, — близкие, коллеги, друзья. И я как коуч — всего лишь одна из них. Все, что я делаю, — это предлагаю ему свой вклад, „свой стакан воды‟, который он волен взять (или отказаться) и использовать так, как ему вздумается, а затем продолжить свой путь». Фраза «передать ответственность за результат» не означает «не вносить свой вклад». Каждый человек, делая свое дело, вносит вклад в жизни других людей. Умение отмечать достижения клиента, радоваться вместе (как его результатам, так и его авторству в их создании) перерастает из компетенции в естественную потребность, когда в центре влияния находится своя жизнь. Видение своих целей и ответственность за свои результаты в профессии (и жизни) позволят стать тем мастером, чей «стакан воды» важен. И автором ответа на вопрос: «Что дает клиенту работа со мной?»
Автор - Лариса Москаленко
Профессиональный сертифицированный коуч Международной Федерации Коучинга PCC ICF.