Для тех, кто окажется в Москве до 16 июня: в Ивановском зале РГБ проходит выставка инкунабул (книг, напечатанных до 1501 года): от Библии Гутенберга (один из четырех сохранившихся в мире целых экземпляров на пергаменте) до Гипнэротомахии Полифила.
Если вы не в Москве
1) Можно скачать бесплатное приложение Artefact, прочесть про экспонаты и потыкать пальчиком в картинки. Или не качать и почитать на сайте по той же ссылке.
2) Купить книгу-каталог, повторяющую тексты на выставке. Пока книга доступна только в музее, но, надеюсь, скоро появится на сайте издательства Арт-Волхонка.
3) Зайти на сайт Национальной электронной библиотеки и полистать, например, ту же Библию Гутенберга.
Хайлайты с выставки
1) Согласно гипотезе, стимулом для развития печати стала потребность в тиражах игральных карт. (А на выставке можно увидеть карты Таро).
2) Для подражания рукописной книге Гутенберг изготовил несколько вариантов каждой литеры. (Это как электронная книга сейчас имитирует перелистывание страниц).
3) Шрифт как политический маркер: с XVI в. католические государства используют антикву, протестантские остаются верны готике.
4) С появлением печатного станка появились и первые плохие издатели (они же «эффективные менеджеры») с большим количеством ошибок в книгах. Великий издатель рубежа XV−XVI вв. — Альд Мануций — в качестве эмблемы издательства выбрал якорь (символ медлительности), обвитый дельфином, и девиз «поспешай медленно».
5) Первый кризис перепроизводства случился уже в 1473 году — спустя два десятилетия после изобретения. К 1500 году из тысячи типографий осталось около двухсот.
6) Почему названия такие длинные (например, «Любовное борение во сне Полифила, в котором показывается, что все дела человеческие есть не что иное как сон, а также упоминаются многие другие, весьма достойные знания предметы») — еще не родилась аннотация.
7) Реклама — слово внизу страницы одной тетради, повторяющее первое слово следующей тетради. (Чтобы не запутались при сшивке тетрадей).
Про каталог
На выставке показывают небольшое видео про современные технологии печати, сделанное в типографии Парето Принт. Интересно, что книга про выставку напечатана там же. В моем экземпляре виден клей на форзаце и на нахзаце, марашки на нахзаце, съехал блинт, а на корешке обложка отходит от блока (у переплета типа КШС так быть не должно). В общем, плохая конструкция переплетной крышки, вероятно, из-за слишком плотного картона для обложки, отчего у книги плохая раскрываемость.