Найти в Дзене
Rock Story

Как закалялся рок-н-ролл: Jimi Hendrix. Сгорая в пламени блюза

На фотографии Джими Хендрикс.
На фотографии Джими Хендрикс.
«Вы глубоко заблуждаетесь, если считаете, что достаточно перебирать пальцами струны, чтобы получить желаемый звук... Нет, звук рождается глубоко в нас, может быть в самом сердце,— вот это и есть самое большое его богатство... Да, на гитаре играют пальцами, но знаете, когда пальцами начинают двигать ощущения души, биение сердца, искры инстинкта, — только тогда в вас появляется создатель. Мне иногда кажется, что вся моя музыка — отзвуки того, что я ношу в себе. Но в ней живут и скрытые ритмы моей древней цивилизации...»

Так говорил музыкант, история жизни которого была историей музыки и поэзии, которая, наверное, звучит в каждом человеке, но лишь у единиц обретает плоть и кровь,— Джеймс Маршалл Хендрикс.

В 1967-м его называли Великим Гитаристом. Рекламные афиши кричали: «Дикарь на сцене!.. Черный вулкан извергает лаву, как никто до него!...»

На фотографии плакат концерта The Jimi Hendrix Experience
На фотографии плакат концерта The Jimi Hendrix Experience

Всего восемь лет прошло с тех пор, как он взял в руки гитару,— и вот, потрясающий успех, «вершина Олимпа». Вспышки репортерских блицев, пестрые толпы поклонников, лучшие концертные залы, гигантские чаши стадионов: Лондон, Нью-йорк, Монтерей, Вудсток, Остров Уайт... Все мелькает, излучает свет и улыбки, все как в тех голливудских фильмах, которые видел Джими в родном Сиэтле.

Стоит только захотеть,— и будет трехэтажный особняк, домашний бассейн, золоченый роллс-ройс, самолет,— все это можно иметь, всем этим можно наслаждаться. Надо только принять правила игры, согласиться упаковать себя в разноцветные обложки и продаваться оптом и в розницу...

На фотографии Джими Хендрикс.
На фотографии Джими Хендрикс.

«Верьте, со мной это им сделать не удастся. Им не сделать меня рабом какого-то целлофана!» и говорил этот сын метиса и индианки, передавших ему по наследству древнюю жажду свободы и гордый дух своих предков, сохраненные в песнях, легендах, в генах крови.

Он не стал рабом, но принял одиночество и смерть в 27 лет.
В 15 лет он мечтал стать художником. В 16 двери школы закрылись за его спиной навсегда по той простой причине, что там узнали о его дружбе с белой девчонкой.

На фотографии Джими Хендрикс со своим отцом.
На фотографии Джими Хендрикс со своим отцом.

Началась новая жизнь. Бесконечные дороги, путешествия самым надежным для тех, кто без денег, способом — «автостопом», далекие провинциальные городки. Сотни американских мальчишек тех лет проходили эту школу борьбы за существование. Целые банды подростков промышляли воровством и налетами на сады и огороды маленьких селений. Но Джими не было среди них:

«Когда растешь в бедном доме, учишься или уважать других, или отнимать у них последнее. Я сам принадлежу к тем, кто на чужое не смотрит, как на свое».

В те годы голос черной музыки все громче звучал над миром, обретая приверженцев среди самых широких слоев молодежи. Би. Би. Кинг, Мадди Уотерс, Эдди Кокрэн открыли слушателям музыку, замешанную на отчаянии гетто и хлопковых плантаций.

На фотографии Джими Хендрикс.
На фотографии Джими Хендрикс.

В 16 лет, слушая пластинки, Джими Хендрикс начинает самостоятельно постигать тонкости гитарной техники. Он никогда не посещал музыкальной школы, к нему не приходили на дом учителя... Но сказать, что учителей у него не было,— значит сказать неправду. Он сам находил их в хижинах близ хлопковых полей, в скромных харчевнях для поденщиков

«Парень, блюзу не надо учиться. Он в тебе и вокруг тебя. Он — повсюду. Установи связь между внешним и внутренним и все станет для тебя ясным и простым».

Хендрикс не помнит, кто произнес эти слова, но до самого конца в завораживающих мелодиях его гитары будет слышен этот голос. Возможность хоть на время вырваться из нужды привела Хендрикса в военную авиацию. Прыжки с парашютом стали для него хорошо оплачиваемой работой. Но и там он находил время для гитары. На 26-м прыжке он повредил ногу — появился повод покинуть вооруженные силы. Истинной же причиной, сделавшей армейскую службу неприемлемой для Хендрикса, стала война во Вьетнаме. Позже Джими получит возможность своим искусством во всеуслышание заявить о своем отношении к войне.

На фотографии Джими Хендрикс на службе в армии.
На фотографии Джими Хендрикс на службе в армии.

Он вернулся из армии, и, снова пришла пора маленьких залов, кафе и клубов. Мизерная плата и суровый труд изо дня в день. Но талантливого новичка замечают известные уже тогда Литтл Ричард, Айк и Тина Тернеры. Они приглашают его на время гастрольных поездок в свои аккомпанирующие составы. Здесь он получает первый опыт профессионального шоу.

Говорят, большой город существует для того, чтобы быть мечтой всех жителей маленьких городов. Таким центром притяжения для Джими был Нью-Йорк. В 1965 г. он, наконец, оказывается в водовороте этой музыкальной столицы Америки. С двумя друзьями Джими собирает группу и начинает выступать перед небольшими аудиториями с собственной программой.

На фотографии участники группы The Jimi Hendrix Experience: Noel Redding, Jimi Hendrix и Mitch Mitchell.
На фотографии участники группы The Jimi Hendrix Experience: Noel Redding, Jimi Hendrix и Mitch Mitchell.

В одном из клубов его заметил Чес Чендлер, гитарист английской группы Animals. Чендлер мгновенно сообразил, что перед ним — настоящий талант и что у него в руках уникальная возможность — открыть миру выдающегося гитариста. Он тут же предложил Хендриксу себя в качестве менеджера, и Джими согласился,— он увидел в Чесе друга и единомышленника.

В 1966 году они прибыли в Лондон, где и было создано новое трио Jimi Hendrix Expirience (Эксперимент Джими Хендрикса) в составе: Хендрикс (гитара, вокал) , Ноэль Реддинг (бас-гитара) и Митч Митчелл (ударные). Несмотря на определенную степень случайности, приведшую Ноэля и Митча в группу, рядом с Джими были профессионалы, и, трио «сыгралось» с первых же репетиций.

На фотографии участники группы The Jimi Hendrix Experience
На фотографии участники группы The Jimi Hendrix Experience

Лондонский музыкальный клуб «Блэйзес» встретил их потрясенной тишиной. Затем всего за один вечер они покорили французскую публику, выступив в одном из самых престижных концертных залов Европы, парижской «Олимпии», в одной программе с известным французским певцом Джонни Холидеем.

В избалованной Англии к тому времени уже привыкли к «Битлз» и «Роллинг Стоунз», почти не удивлялись новым находкам «Крим». И, вот, пресса представила публике новое действующее лицо, непривычное для мира белой английской музыки: «Негр-рокер!» Нашлись и определения: «неизящный, некрасивый, вульгарный». Публика восприняло его как экзотику, поданную к ее столу в сенсационной репортерской упаковке. Для «людей дела» открывался источник баснословных барышей, и, в который раз, между музыкантами и аудиторией вставал бизнес, искажая творчество и грубо вторгаясь в личную жизнь артистов.

На фотографии Джими Хендрикс
На фотографии Джими Хендрикс

Хендрикс не мог себе представить с какой отлаженной музыкальной машиной ему придется иметь дело. Он жил только музыкой, которая звучала в нем, и, на сцене его, маленького застенчивого человека, охватывала стихия мгновенного творческого действия. Он чувствовал себя повелителем звука и, даже на несовершенной аппаратуре, извлекал эффекты казалось бы немыслимые — на «звучание Хендрикса» работала даже перегрузка ламповых усилителей.

Гитара Джими обладала тембром человеческого голоса, она пела, стонала и жаловалась, хрипела, как загнанный зверь. Временами эту музыку было физически больно слушать — так напряжена ее ткань и обнажены нервы. Именно так воспринимал Хендрикс противоречия окружающего мира, взывавшие к жизни и эту мелодию, и эту жесткость ритма. Достигнутым Джими удивительным сплавом джаза и рока пользуются многие современные музыканты, его открытия во многом определили дальнейшее развитие рок-музыки, но повторить его уникальное звучание невозможно.

На фотографии запечатлен Джими Хендрикс во время выступления на фестивале "Вудсток"
На фотографии запечатлен Джими Хендрикс во время выступления на фестивале "Вудсток"


Хендриксе, живя в атмосфере «бурных 60-х», не остался в стороне от политических акций. В знак протеста против расовой дискриминации негров, на фестивале в Монтерее в 1967 году он поднялся на сцену с выпрямленными, отутюженными волосами и лицом, покрытым белым гримом. На знаменитом рок-фестивале «мира и любви» в Вудстоке в 1969 году он исполнял презрительно-гневную версию американского гимна «Звезды и полосы».

День ото дня работа Джими становилась все напряженней. Даже гитара не выдерживала чрезвычайных перегрузок и однажды вспыхнула прямо на сцене. Каким же испытаниям подвергался сам музыкант!.. Менеджеры требовали бесконечного повторения эффектов; включая и сожжение гитары на глазах у публики. Выступления его все больше похожи на жестокую клоунаду. Джими начинает понимать, что он попал в самое страшное гетто духовное и решает сбросить маску. Он думает, что для того, чтобы быть понятым, достаточно просто сказать слушателям:

«Люди, я наслаждаюсь игрой... Я верю в эту музыку, потому что она часть меня, это моя жизнь. Если вы пришли нас слушать,— приветствую вас. Если же вы пришли просто поглазеть, то Хендрикс-клоун остался где то по дороге...»

Его не поняли и не приняли таким. Даже товарищи по группе не захотели понять, что с образом «звезды» покончено. Участившиеся разногласия привели в 1969 году к распаду трио.


Не тяжелый характер музыканта и не увлечение его наркотиками побудили прежних друзей
Хендрикса порвать с ним отношения. Они просто боялись финансового риска.

На фотографии Чес Чендлер и Джими Хендрикс
На фотографии Чес Чендлер и Джими Хендрикс

Их оттолкнуло полное безразличие Джими к деньгам,— он делал крупные взносы в фонд Мартина Лютера Кинга, а то и мог спокойно отдать несколько сотен первому встречному бедняку. И Чес Чендлер, который в финансовые игры играл лучше, чем когда-то на гитаре в группе Animals, не захотел рисковать своими деньгами — это было не по душе практичному менеджеру.

На фотографии пикет "Черных Пантер"
На фотографии пикет "Черных Пантер"

Последними, кто попытался использовать музыканта в своих целях, была радикальная негритянская организация «Черные Пантеры». Экстремистские взгляды, характерные для этой группировки, Хендрикс не мог разделять, тем более — пропагандировать. Негритянское трио, созданное под давлением «Пантер», распалось после первого же концерта. Нервные и физические перегрузки удручающе сказались на состоянии Джими. Ощущение того, что невидимый круг сужается, не покидало его, правда, он продолжал мечтать о дне, когда он сможет написать задуманные пьесы и книгу.

На фотографии Джими Хендрикс.
На фотографии Джими Хендрикс.


В августе 1970 года он снова едет из США в Лондон, надеясь отыскать там свою аудиторию. Фестиваль на острове Уайт представляет драматическую картину: атмосфера
Вудстока отошла в прошлое, вместо цветов мелькают цепи, а заведенные мотоциклы с эмблемами «ангелов» ада» подчеркивают готовность к насилию. Музыкантам приходится играть, преодолевая настрой аудитории. Хендрикс снова не захотел демонстрировать образ «дикаря гитары», хотя, публика ждала именно этого. Он играл спокойно и одухотворенно и необычно много говорил о жизни, о Вьетнаме, о счастье, о мире...

Менеджеры оставили его в покое. Чес Чендлер упорно избегал серьезного разговора. Магнитофонный автоответчик Чендлера сохранил последнюю запись голоса Джими:

«Мне так нужна помощь...»

Его не стало 18 сентября 1970 года. Диагноз стал известен лишь через неделю — чрезмерная доза снотворного. Однако, это не чрезмерная доза наркотиков, как можно было ожидать, а значит не случайность: Даже если это самоубийство, значит есть и его причины. В чем они или в ком время непременно смоет таинственный налет с этой истории.

Смерть Хендрикса стала сенсацией, последней рекламой, позволившей прибыльно распродать оставшиеся неопубликованные записи музыканта и переиздать его прошлые пластинки. Шоу бизнес получил свое баснословные барыши. А Джими Хендрикс свое — Бессмертие.

На фотографии Джими Хендрикс (Курение вредит Вашему здоровью)
На фотографии Джими Хендрикс (Курение вредит Вашему здоровью)

Шум и сенсации того времени теперь позади, но творческое лицо Джими Хендрикса остается поразительно современным. И будто сегодня сказаны им слова:

«Когда-нибудь наступит время, когда слова «оружие» и «выстрелы» останутся только в сказках, а дети начнут спрашивать, что означают эти слова и будут дивиться человеческой глупости... Без гитары я не смог бы сказать людям все, что хочу. С ее помощью я получил приверженцев, которые после моей смерти продолжают борьбу за более счастливое будущее».

Текст Надежда Савельева.