Найти в Дзене

Цифровая экономика – новая парадигма ускоренного экономического развития

В мировой экономике развернута острая борьба за лидерство в области цифровых технологий, которые позволяют приобрести значительные конкурентные выгоды и преимущества. Развивающаяся цифровая экономика создала новый вид ресурса – базы данных, представляющие собой новый особый современный фактор экономической деятельности людей.

Кроме того, цифровая экономика порождает новые эффекты, связанные с трансформацией экономических отношений, имеющей информационную природу. Иными словами, растет число моделей поведения, основывающихся на данных, которые далеко не всегда могут отвечать качественным требованиям полноты, достоверности, актуальности. Отсюда в экономике растет доля моделей поведения, допускающих использование искаженной информации, злонамеренное использование имеющихся на рынке массивов данных разного свойства и разного качества.

В практике хозяйственной деятельности в связи с этим растут риски, связанные с злоупотреблениями в использовании данных о конкурентах, рынках и технологиях. Увеличивается число экономических преступлений в киберпространстве, из-за чего фирмы вынуждены нести потери, неизвестные для традиционной экономики. Также, фактором производства становится даже быстрота получения и обработки определенных, значимых данных,

В то же время, изменениям подвергается старые экономические категории, терминологический аппарат, интерпретация тех или иных понятий. При этом считается, что развитие исследований в области институциональной теории, оперирующей такими категориями, как информация, трансакции, поведение людей, и т.д. может способствовать преодолению некоторых из этих научных затруднений.

Между тем, и сама оценка размеров цифровой экономики связана с множеством трудностей и вызывает много споров. Некоторые авторы делят электронную экономику на «прямую» (чистый онлайн-бизнес) и «косвенную» (цифровая деятельность традиционных предприятий).

Так, в 2010 году компания Boston Consulting Group оценивала размер «интернет-экономики» в 2,3 трлн долларов для группы 20 стран, около 4,1 % ВВП этих стран. В докладе Oxford Economics общий размер цифровой экономики в 2013 году оценивался уже в 20,4 млрд долларов, что составляло тогда примерно 13,8 % мировых продаж. При этом Интернет-экономика Великобритании, крупнейшей в G20, в 2012 году составлявшая около 8,3 % по отношению к объёму ВВП, в 2018 году выросла уже до 14 %.

В 2018 году Всемирный банк опубликовал доклад «Получение цифровых дивидендов: эффективное использование Интернета для развития в Европе и Центральной Азии». Этот документ содержит три ключевые мысли: требуются новая политика внедрения ЦТ, полная трансформация экономики, развитие экспорта услуг в образовании и здравоохранении.

Как отмечается в докладе, сдерживают рост экономики на базе интернет-технологий низкий уровень использования электронных платежных систем и жесткое регулирование. В ЕС, например, облачные технологии используют менее 30% предприятий.

При этом эксперты консалтинговой компании Boston Consulting Group (BCG) предполагают, что к 2035 году объем цифровой экономики может достигнуть 16 трлн долларов. Например, в Китае, по мнению исследователей, в этой сфере появятся свыше 400 млн рабочих мест, из которых более 100 миллионов будут созданы крупнейшей интернет-компанией Alibaba Group.

По мнению вице-президента Alibaba Group Гао Хунбина, к 2035 году цифровая экономика по объему превзойдет производственный сектор и будет составлять до четверти от общей мировой экономики.

Аналитики BCG уверены: цифровизация - это использование возможностей онлайн и инновационных цифровых технологий всеми участниками экономической системы, от отдельных людей до крупных компаний и государств. При этом главными элементами цифровой экономики они называют электронную коммерцию, электронный банкинг, электронные платежи, интернет-рекламу, интернет-игры.

В большинстве стран наиболее развита из них (если судить по стоимостному показателю оборотов) электронная торговля. Наиболее развитой электронная коммерция считается в Великобритании: доля в обороте розничной торговли - 12,4%, в Германии этот показатель составляет 11,7%, в КНР -9,9%, а в РФ - всего 3%.

Согласно отчету Международного союза электросвязи (МСЭ) за 2016 г., наиболее развитыми в области ИКТ странами являются Республика Корея (1 место), Исландия, Дания, Швейцария, Великобритания, Китай (вместе с Гонконгом), Швеция, Нидерланды, Норвегия и Япония. Рейтинг стран составлялся на основании индекса развития ИКТ (Корея – 8,8 из 10; Германия занимает 12-е место, США – 15-е, Россия – 43-е). Из рассмотренных стран самый низкий уровень развития ИКТ показал Нигер.

Наиболее развитыми цифровыми экономиками в 2018 г. обладали страны Скандинавии, Бенилюкс, Великобритания и Ирландия. 98% населения ЕС имеют доступ к интернету, 84% имеют доступ к сетям 4G, при этом 44% населения относится к числу тех, кто не имеет базовых цифровых навыков. Доля ИКТ-специалистов в ЕС выросла в 2018 г. до 3,8% с 3,6% в 2016 году.

Предприниматели в ЕС активно внедряют цифровые сервисы – 22% компаний отправляют счета онлайн (14% в 2015 г.), 20% общаются с клиентами онлайн (12% в 2016 г.), 17% средних и малых компаний торгуют онлайн. Очевидно, что рынок цифровых сервисов растет, однако измерение объемов этого рынка пока все еще остается предметом споров.

Объем рынка ИКТ в развитых странах составляет от 3% до 6% ВВП; по данным ОЭСР в Германии ИКТ занимают долю в 4,2% ВВП, в Великобритании – 5,8%, в Швеции – 6,4%. Сектор дает от 4% до 9% добавленной стоимости в странах ОЭСР. В лидерах находится Ирландия (11%) в силу своего особого налогового статуса.

Совокупный глобальный размер цифрового сектора сейчас можно оценить в 5% мирового ВВП, занятость на уровне 3%. Эти данные основываются на доле оборотов и числе сотрудников цифровых компаний, а также на динамике количества связанных с ИКТ вакансий в цифровых подразделениях традиционных компаний.

Наконец, необходимо отметить, что сектора, связанные с цифровыми технологиями, показывают больший прирост рабочей силы, чем мировая экономика в целом. в связи с этим видится острая необходимость в подготовке новых специалистов, для удовлетворения постоянно растущего спроса в этой сфере.