Представьте, что вы ничего не знаете о Великой Отечественной войне. Или знаете очень мало. Кому-то и представлять не надо. Именно для них и снял свое кино Федя Бондарчук. Для подрастающих мальчиков и девочек, чтобы они знали историю своей страны. Что же это за история?
Рецензия получилась длинной, но по-другому нельзя. Начну с названия. Сталинград… Это не просто город. Это война. Это судьбоносная битва. Это оборона и наступление, сражение и победа, слезы и страх, мужество и героизм советского народа. Это лютый февраль 43-го. Это весна 45-го. Это смерть. Это жизнь. Ничего этого в фильме нет. А что же есть?
Есть интрига – «пять отцов». В лучших традициях проекта Дом-2. И весь фильм зритель старается угадать – кто отец рассказчика? Неужели все сразу?
Отца нужно найти среди советских солдат, а заодно и узнать, какими были эти солдаты. А были они, по версии Бондарчука, варварами. Воевали только из-за мести. Стреляли в спину. Не были знакомы с логикой и здравым смыслом. Снайпер, ни разу (!) не меняя позицию, стреляет в безоружную землячку вместо офицера вермахта. Командир приказывает расстрелять матроса за непослушание (каждый человек на счету!), но при этом защищает убитого снайпером нациста, который пришел на «водопой».
А еще наши солдаты сражаются за Катю. Не за жизнь родных и близких, не за родину, не за свободу. За Катю. Убей ее шальная пуля – сдали бы Сталинград. А главный, стратегически важный вопрос - доставка на дом для Кати горячей ванны с мылом. Вот так. А вы всё – «враг у ворот», «ни шагу назад», «убийства», «голод» … Нет. Ванна. С мылом.
Теперь о нацистах. Добрые, невинные, честные. Благороднейшие защитники гуманизма. Пытаются изменить этих глупых русских в лучшую сторону, освободить от гнета коммунистов. Воюют они за отдых в Индии, где у дам легкого поведения по шесть рук, а не ради правления арийской расы над всем миром. В строю у немцев – истинная демократия: с командирами можно спорить, как на рынке, не выполнять их приказы, и ничего за это не будет (напомню: наш офицер расстреливает матроса за непослушание в ту же секунду).
Подробнее остановлюсь на эпизоде, в котором нацисты сжигают молодую еврейку с ребенком. Ненависть? Пытки? Холокост? Нет, всего лишь древний обычай предков – жертвоприношение для успеха в битве. Никакой ненависти и презрения нет – просто еврейке не повезло. Была бы немка в батальоне – сожгли бы ее. Всё. И никакого насилия со стороны немцев в фильме больше нет.
Кроме, пожалуй, завязки отношений немецкого офицера с русской девушкой. Но это насилие перерастает в настоящую любовь. Кан изливает Маше свою душу, признается ей в том, что это она сделала из него зверя, приносит ей консервы, едет спасать ее от концлагеря, не боясь трибунала. Короче: перед нами толстовский образ благородного офицера, который нехотя участвует в войне, лишь исполняя приказ как потомственный воин. И возвышенная история его любви к Маше больше нравится зрителю, чем любовный многоугольник из Кати и «пяти отцов».
Пару слов о Маше. Разрушенный город, артобстрелы, тысячи трупов и раненых. А девушка думает о любви? Да еще и к немецкому офицеру?
Но не только поведение Маши кажется, мягко говоря, странным. Жители Сталинграда тоже замечены в «странностях». Не помогают ни друг другу, ни советским солдатам. Обвиняют их в сдаче города, зато нацистам не сопротивляются. Трижды в фильме появляется мальчик, по-гитлеровски приветствующий немецкого командира. Жители этому не возмущаются, зато возмущается…немец!
Что имеем в итоге? Каждый кадр фильма уничтожает Победу, память, историю. Историю, которая известна нам из первых уст, из рассказов бабушек и дедушек. Мы живы только благодаря написанной ими истории. А ее переписывают на наших глазах!
Почему общество не вытерпело обмана Алсу, но терпит фильмы Бондарчука, Михалкова и прочих, кто продает Великую Отечественную войну и торгует нашими прадедами?
Только представьте, что кому-то "Сталинград" понравился. И эти люди будут вспоминать его, думая о войне. И они будут уверены, что немцы были невольниками чести и что им пришлось (!) воевать на нашей варварской земле. Будут уверены, что битва за Сталинград – это вялотекущая перестрелка, а главное на войне – личные потребности. Будут уверены, что газом никто никого не травил, голодом не морил, не пытал и не хотел подчинить себе весь мир.
Бондарчук, закинув на шею шарф, может мне возразить: «Я – художник, я так вижу». Отвечу: есть вещи, которые нельзя видеть по-своему. Историю обороны Сталинграда, как и всю Великую Отечественную войну, нельзя видеть иначе, чем было на самом деле.
23 августа 1942 года войсками Люфтваффе началась массированная бомбардировка Сталинграда. В этот день было произведено 2 тысячи вылетов. Город был полностью разрушен, погибли десятки тысяч мирных жителей. Продолжительность жизни солдата в Сталинграде равнялась одному дню. В городе шли ожесточенные бои за элеватор, за заводы, за улицы и за отдельные дома. Тракторный завод и в разгар сражений продолжал делать и ремонтировать танки, в них рабочие сразу отправлялись в бой. На одном квадратном метре Мамаева Кургана насчитывалось до 1 200 осколков – 140 дней непрерывных боев. За все время обороны Сталинграда погибло около полутора миллионов советских людей.