Проходческий щит КТ-5,6, названный в честь основателя Санкт-Петербурга, ведет проходку тоннеля на Лахтинско-Правобережной линии петербургского метро.
История появления этой машины связана с Красносельско-Калининской линией. Напомним, что проектом изначально предполагалось строительство участка из шести станций: от ст.«Казаковская» до ст.«Обводный канал-2». Под это на Скуратовском опытно-экспериментальном заводе (г.Тула) «Метростроем» был заказан щит КТ-5,6. В 2012 году его собрали на площадке Управления механизации, но… планы поменялись. ККЛ долго не запускали в строительство, и в результате в конце 2015 года объявили тендер, но на строительство участка только с двумя станциями: «Казаковской» и «Путиловской». На проходку тоннеля ККЛ направили ясиноватскую машину, а скуратовский щит продолжал томиться в ожидании.
И вот, наконец, нашлась работа и для первого щита, разработанного и изготовленного в России. От Театральной площади в сторону «Спасской» на глубине 70 метров им ведется проходка левого перегонного тоннеля. Петербургские метростроители решили поддержать горняцкую традицию и дать щиту женское имя. Рассматривалось несколько вариантов, но в результате голосования, большинством голосов было выбрано имя «Петровна» (Санкт-Петербург – город Петра, к тому же форма обращения по отчеству достаточно распространена среди проходчиков и означает высокую степень доверия и уважения).
«Петровна» прошла уже 72 метра. Впереди еще около 800 метров проходки, но специалисты Управления механизации не торопятся выдавать сразу большие темпы, так как это первая проходка для машины, которая к тому же столько лет простояла без дела. Ежедневно из-под щита выдается 200 кубометров грунта, а с его утилизацией и вывозом пока есть проблемы: то талонов нет, то денег, то отвал закрыт. Плюс ко всему проблем добавляет расположенность площадки. Театральная площадь – это историческая часть города, здесь находятся Консерватория, Мариинский театр. Подъезды к площадки неудобные, тяжелым самосвалам довольно сложно развернуться, не говоря уже о том, чтобы встать рядом с площадкой в ожидании погрузки. Так что пока «Петровна» двигается со скоростью 5 метров в сутки. Хотя может выдавать в два-три раза больше.
Параллельно с «Петровной» на правом перегонном тоннеле идет ручная проходка участка длиной 119 метров. Бригада сооружает по одному кольцу за две смены с тем, чтобы в дальнейшем соорудить монтажную камеру, собрать еще один щит и пойти также в сторону «Спасской» еще 700 метров.