Речь идет об автомобилистах, которые попались на управлении машиной в нетрезвом виде повторно.
Соответствующий законопроект уже направлен в правительство. Конфискация транспорта ранее предлагалась депутатами Госдумы, экспертами и ГИБДД. Более того, в 2015–2016 годах она даже применялась, но практика была прекращена Верховным судом РФ. В парламенте инициативу называют «преждевременной».
МВД России направило в правительство предложения по «законодательному закреплению возможности конфискации транспортных средств, которыми управляли водители в состоянии опьянения». Об этом вчера сообщили ТАСС и «РИА Новости» со ссылкой на официальный ответ полиции. От ГИБДД разъяснений не поступило. Представитель вице-премьера Максим Акимов, курирующий тему безопасности движения в правительстве, подтвердил получение законопроекта, он изучается.
Речь в документе идет о поправках к КоАП и УК. В административном кодексе опишут следующую норму: если пьяный водитель управлял чужой машиной, владелец автомобиля обязан будет изъять машину у нарушителя и не допустить повторного управления ею в нетрезвом виде.
Если выявлен случай повторного управления в нетрезвом виде, машина будет изъята в пользу государства и продана на аукционе.
Механизмы исключения возможности для пьяных водителей вновь садиться за руль обсуждаются давно. В 2012 году конфискация авто предлагалась начальником ГИБДД России Виктором Ниловым.
В Госдуму вносилось несколько законопроектов о конфискации транспорта, но ни один из них принят не был. Одна из инициатив в 2014 году была отклонена парламентом на основании того, что конфискацию можно применить только к владельцам автомобилей, а наемные водители наказания сумеют избежать. 1 июня 2015 года вступила в силу редакция УК, ужесточившая наказание (до двух лет лишения свободы) для тех, кто повторно садится за руль пьяным. Суды начали конфисковать автомобили в качестве орудия совершения преступления, но уже в мае 2016 года эта практика была прекращена (к этому времени по решению судов было конфисковано 68 машин) постановлением пленума Верховного суда. Правоприменение вызвало «серьезные вопросы», что нашло поддержку у экспертного сообщества, рассказывал тогда судья ВС Николай Дубовик. Тем не менее в ГИБДД от идеи не отказались.
Первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков назвал идею МВД «преждевременной» и напомнил, что Госдума ужесточила ответственность для водителей, сбегающих с места ДТП (как правило, они пьяные): поправки к УК вступили в силу 24 апреля. В первом чтении принят также пакет поправок к УК, напоминает господин Лысаков, предполагающий повышение срока лишения свободы для нетрезвых водителей—виновников аварий до 15 лет. «Надо посмотреть, как будут работать эти законы»,— предлагает Вячеслав Лысаков. В целом, говорит депутат, инициатива вызывает «массу вопросов». В частности, говорит он, уже сегодня, согласно ст. 264.1 УК, за повторный случай управления в нетрезвом состоянии применяется штраф в размере 200–300 тыс. руб.: выполняя решение суда, многим приходится расставаться с суммой, сравнимой со стоимостью машины. «Пострадает большое количество невинных людей,— считает глава Федерации автовладельцев России Сергей Канаев.— Не всегда те, кто управляет автомобилем, является его собственником. От утраты автомобиля пострадают члены семьи нарушителя. Для тех, кто в состоянии опьянения совершил ДТП, такая норма может стать дополнительным поводом скрыться с места происшествия». «Одним лишь усилением наказания проблему кардинально не решить, нужна программа борьбы с пьянством в целом,— говорит адвокат движения "Свобода выбора" Сергей Радько.— Если люди пьют, то рано или поздно они садятся за руль, и наказание просто всего лишь возмездие, а не мера предупреждения».