Прибавка к зарплате – как восток: дело тонкое. Всегда возникает целая череда вопросов: как просить? сколько? что сказать, чтобы руководитель согласился? Сам я с 2011 году руковожу компанией, и у меня такой необходимости не возникало. Однако я хорошо понимаю людей, которые хотят повысить свою зарплату, и могу также посмотреть на ситуацию под другим углом – с точки зрения топ-менеджера.
Если дела в компании идут не совсем хорошо, директор зачастую руководствуется логикой «положение пока не лучшее, никаких повышений». HR-специалисты и психологи обычно советуют просить прибавку к зарплате независимо от обстоятельств. С их точки зрения, сотрудник должен прийти к начальнику и сказать: «Я делал вот это и вот это, и я хочу за это такую-то сумму».
На мой взгляд, в целом, вектор верный, но я считаю, что с данным вопросом надо подходить в тот момент, когда вы можете показать конкретные результаты. Например, вы предприняли определенные шаги, вследствие которых продажи выросли на 20% или, скажем, ваши действия позволили компании сэкономить средства на 15 %. Цифры – ваш главный помощник на пути повышения заработной платы.
Поэтому инструкция выглядит следующим образом:
1. Обзаведитесь фактами. Ваша аргументация – конкретные примеры того, как ваша работа принесла положительные плоды для компании.
2. Хорошенько подготовьтесь. Волнение – это нормально. Но с хорошей подготовкой задать вопросы и обосновать свою позицию будет куда проще.
3. Не начинайте разговор впопыхах. Выберите время, в которое руководитель сможет спокойно с вами все обсудить, момент, когда и вам самому не нужно будет ни на что отвлекаться.
Для меня как руководителя этот подход более грамотный, нежели тот, когда ко мне приходят и говорят: «Я работаю у Вас уже 5 лет и хочу на 20 тысяч рублей больше». На мой взгляд, такой посыл обречен на неудачу. Любому начальству нужен результат. Сидение на рабочем месте без такового в течение 5 лет – не повод для повышения жалования.
Отмечу, что многие руководители, видя результаты работы и потенциал сотрудника, сами поднимают ему зарплату либо выплачивают бонусы, либо повышают по карьерной лестнице. Хороший начальник понимает, что для качественной работы должна быть мотивация.
Более сложный вопрос – увеличение оплаты топ-менеджеру.
Кейс: есть некий управленец, который открыл филиал компании. Подразделение открыто, все работает. Он приходит к генеральному директору и просит себе, например, 10%. И тут встаёт вопрос: открыл – молодец, а что он сделал для того, чтобы филиал заработал? Если вся структура изначально создана, процесс налажен, рекрутеры набирают персонал, вся компания работает хорошо, а данный высокопоставленный сотрудник приехал и посмотрел, что все функционирует по накатанной, и на этом все – то зачем он вообще нужен? Я бы отказывался от таких топ-менеджеров. Моя позиция - сотрудник высшего звена компании должен реагировать на несоответствие в процессах. А просить проценты он может за определённые действия. Например, если он подстраховал какой-то отдел от срыва сроков, договорился о лучших условиях по аренде и т.д. Выплата всегда должна быть основана на реальных делах, а не на том факте, что этот топ-менеджер есть в компании.