Внимание: в статье будут спойлеры!
Последняя серия всего сериала и восьмого сезона «Игры престолов» не понравилась части зрителей. Судя по оценкам и комментариям, рискну предположить, что даже большинству зрителей. Но сценаристы, будто предугадав шквал негодования, заранее подготовили ответ на критику и запрятали его в символичной сцене с выборами короля.
Похоже, что сериал завершается на самом деле ровно на смерти Дейнерис. Всё что мы увидели после — это не совсем Вестерос, руины Королевской Гавани и настоящие герои сериала. И королем стал не совсем Бран Сломленный (бывший Старк). Победителями игры в престолы стали шоураннеры и главные сценаристы сериала: Дэвид Бениофф и Дэн Уайсс. И об этом нам говорят чуть ли не прямым текстом.
На совете лордов Тирион произносит речь, в которой напрямую обращается к зрителям. Из неё мы понимаем, что на самом деле главный в «Игре престолов» тот, кто знает все истории заранее.
Кто же знает лучше истории героев сериала, чем его создатели? Кто может управлять персонажами и знает их судьбу наперед? Кто, наконец, может запутывать зрителей и представлять им происходящее так, а не иначе? Конечно, это могут сделать только сценаристы. Именно они знали, какая учесть ждет персонажей и могли делать с ними что угодно. Именно они знали о провалах и триумфах героев. Именно себя они зашифровали в персонаже Брана.
Отдельно забавляет, что для своего прообраза в сериале шоураннеры выбрали персонажа с прозвищем «Сломленный». Будто предвосхищая критику сезона и заранее оправдываясь за него.
Решение авторов провести параллели между собой и персонажем вполне отвечает духу кинематографа с присущим ему символизмом. А последний сезон «Игры престолов» — это еще и победа кинематографа над сторителлингом, на котором основывались первые сезоны. Примеры символизма в шестой серии: Дейнерис с крыльями дракона, будто сама превратившаяся в дракона, или разрушенная площадь перед Красным замком, словно ставшая логовом дракона.
Не стоит даже пытаться искать логику во всем происходящем в 8 сезоне, особенно во второй части 6-й серии. Это уже декорации, а не настоящие руины Королевской гавани. Бессмысленно пытаться понять, почему безупречные и лорды ждали лета, прежде чем решить судьбу Джона и Тириона, или почему безупречные сразу не казнили Джона, или почему лето так быстро пришло, или почему Джон не стал королем, или почему уехали дотракийцы, или ещё тысяча почему. Ответ будет один — потому что сценаристы, то есть короли, так решили. Им всё подвластно. Никто и не собирался нам ничего объяснять.
Им подвластно показать финал так, будто все «хорошие» персонажи пришли к тому, к чему стремились всё время. Но ведь если в этом разбираться, они те еще негодяи. Бран руками Дейнерис уничтожил Серсею, руками Джона — Дейнерис. Да и самого Джона. Бран, который знал, чем все закончится, не пытался этому препятствовать. Они вместе с Сансой в достижении своих целей выбирали методы не лучше тех, которыми убили их родителей и братьев. Но шоураннеры провернули историю так, чтобы зритель не мог усомниться в их положительности.
Даже состав совета при короле — ну это же ситком с закадровым смехом. И это тоже лишний раз говорит о том, что их вместе могли собрать только сценаристы. А могли и не собрать — это их желание, которое зрители могут себе объяснить. А могут нет — всем всё равно. Король не обязан объяснять свои решения.
Если Дэвид Бениофф и Дэн Уайсс даже сделали это не специально, то такое совпадение выглядит только изящнее и судьбоноснее.
Можно относиться к восьмому сезону, как к победе кинематографа над реалистичностью, как к победе денег над мозгами или как к победе зрелищности над логикой. Создатели сериала дали на это прямой ответ: «Мы — короли и вершители судеб, мы — это и есть история. Мы можем вам всё объяснить. А можем и не объяснять — делайте с этим что хотите. Это ничего не изменит».
Перестаньте искать стройность и убедительность в повествовании (не найдете). Не пытайтесь объяснить пророчества, мотивации персонажей и сюжетные дыры. Мы с вами оказались так же как беспомощны перед историей, как и Дейнерис.
Вместе с тем нужно признать, что обращение к зрителям и спрятанный образ шоураннеров в персонаже Брана — довольно складно легли в сериал и не разрушили стену между нами и экраном. И давайте будем честны, часть из нас не могут простить Джона или сценаристов за смерть Дейнерис, просто потому, что мы ее любим.
Обнимаю крепко, ваш кинокритик.