Найти в Дзене
Валерий Грачиков

Один сильный русский ультиматум

После того, как Наполеон устроил русской армии показательную порку при Аустерлице, Австрия вышла из войны. По условиям заключенного мира Венеция и Триест передавались от Австрии Франции. А так получилось, что в Триесте стояли торговые корабли под русскими флагами. И так как Россия мир с Францией не подписала, французы приказали австрийской администрации корабли с русскими флагами арестовать. Дело было 13 мая 1806 года.

Через неделю около Триеста появляется эскадра Сенявина в составе: линейные корабли «Селафаил» - 84 орудия, «Святой Петр» - 74 орудия, «Москва» - 74 орудия и фрегат «Венус» - 59 орудий. Корабли остановились около береговых батарей Триеста.

Австрийский комендант крепости Антон фон Цах требует от Сенявина отвести корабли от крепости на расстояние пушечного выстрела. Тот отвечает:

«Стреляйте, я увижу, где ваши ядра падут и где мне должно встать»

Дальше австрийцы начинают рассыпаться в выражениях почтения, объясняя, что корабли под русскими флагами они захватили не просто так, а по требованию Наполеона, угрожавшего войти с армией в Триест. Сенявин, в свою очередь, требует от австрийцев захваченные корабли отпустить. Между делом «Святой Петр» и «Венус» входят в гавань, а «Селафаил» и «Москва» подходят к главной батарее на пистолетный выстрел, чтобы объяснить, что русские настроены решительно. После этого австрийцы получают следующее послание:

«Теперь нет времени продолжать бесполезные переговоры. Вам должно избрать одно из двух: или держаться точного смысла прав нейтралитета или действовать по внушению французских генералов.
Мой выбор сделан, и вот последнее мое требование: если час спустя не будут возвращены суда, вами задержанные, та я силою возьму не только свои, но и все ваши суда и корабли, сколько их есть в гавани и в море.
Уверяю вас, что двадцать тысяч французов не защитят Триеста. Скажите генералу Цаху, что теперь от него зависит сохранить дружбу... которая столько раз была вам необходима и впредь может пригодиться. Уверьте его, что через час я начну военные действия»

Через час корабли были освобождены и ушли с Сенявиным в Котор, в ту самую бухту, которую так любят теперь посещать туристы, приезжающие в Черногорию.

Вот такой был ультиматум.

-------------

И только одно в этом печально. После всех славных ультиматумов и подвигов в Средиземном море, Сенявина впереди ждал позор сдачи англичанам в Лиссабоне. Но это будет уже другая история.