Архитектура некоторых зданий Оренбурга без документов подтверждают исторический факт, что он был основан в 1743 году.
Город встретил меня пронзительно-ярким солнцем. Мне даже показалось, что солнце там светит ярче, чем в южных городах. Без солнцезащитных очков невозможно — слепит, почти как на горно-лыжном курорте.
Оренбург чистый, ухоженный и очень зеленый город, с протекающей рекой — Уралом и быстро бегущими по небу облаками. Течение реки видно издалека, но местные жители утверждают, что это только так кажется, и купаться летом в реке комфортно и совсем не страшно.
С 1920-1924 год Оренбург был столицей Киргизской (Казахской) АССР, тогда он был самым крупным городом на Урале (около 100 тысяч человек).
Я обрадовалась узнав, что аэропорт назван в честь Юрия Гагарина. Заслуженно и оправдано. Оказывается, Юрий Гагарин учился в Оренбурге, и имя его там очень чтут.
Киоскерша газетного киоска рассказала мне, что очень многие местные женщины да сих пор владеют искусством создания знаменитых Оренбургских платков — одной из визитных карточек России. Пух особых вологодских коз любят покупать в Волгограде, там пух длиннее, чем местный. Прядут пряжу дома настоящими прялками, вяжут и потом продают. Фабрика «Оренбургский пуховый платок» тоже вовсю расширяет свой ассортимент — двери специализированного магазина в центре города открыты для жителей и туристов до позднего вечера. И сегодня самые изысканные платки-паутинки проходят через колечко, я проверяла.
Был в Оренбурге и Пушкин. В 1833 году из Санкт-Петербурга он добирался сюда целый месяц. Прибыл с целью сбора информации о Пугачеве ( как раз в этой губернии проходило восстание Пугачева) и для повести «Капитанская дочка». Как вы думаете, кто был его провожатым по городу и окрестностям? Не кто иной, как Владимир Иванович Даль, составитель знаменитого толкового словаря великорусского языка. Известный памятник, где два друга запечатлены, стоит в самом центре Оренбурга и является местом для встреч горожан.
Мало, кто знает, что Владимир И. Даль работал над своим 4-х томным словарем больше 50 лет, 8 из которых именно в Оренбурге, на посту чиновника канцелярии и советника Губернатора. Именно ему, после смерти поэта, Наталья Николаевна, подарила в память о друге красивый перстень с изумрудом, который Пушкин носил и считал талисманом.
В 1847 году сюда был сослан из Петропавловской крепости Тарас Шевченко с безапелляционной резолюцией государя Николая I: «Под строжайший надзор с запрещением писать и рисовать». Поводом послужили два пасквиля, написанные писателем на самого государя (по свидетельствам очевидцев, государь хохотал, читая свой) и на любимую жену императора — Александру. А вот этого Николай I, очень почитавший супругу, простить не смог.
«Положим, он имел причины быть мною недовольным и ненавидеть меня, но ее-то за что?»
Язвительные пасквили обрекли Тараса Шевченко на десятилетнее пребывание в здешних краях. К слову, ручку и карандаш он все-таки в руки брал (мало за ним следили) — он оставил богатое писательское и в рисунках наследие после пребывания на уральской земле.
Встречаются в жизни города «проходные», безликие. Оренбург — не такой. Он самобытный. Сохранивший свое лицо и свою историю. С очень приветливыми и разговорчивыми людьми, которые им гордятся и которые его очень берегут.