Однажды я по доброте душевной принесла своему преподавателю на занятие кофе. А она спустила на меня всех собак.
Только став психологом и набив руку на разборах тонкостях игр, в которые играют люди, я поняла – про что были те собаки.
Разберём механику популярной манипуляции.
· Предположим, мне нужно, чтобы преподаватель на экзамене был ко мне лоялен. Это – моя скрытая Цель.
· Я покупаю ему кофе или заезжаю за ним домой, чтобы отвезти на экзамен – это моя ему Услуга.
· У человека (если он специально над этим не работал) автоматически возникает ощущение признательности и долга. Мы не любим чувствовать себя обязанными и стремимся поскорее избавиться от этого чувства.
· Преподаватель в виде ответной услуги (для возвращения баланса) проявляет лояльность ко мне на экзамене.
Замечали, когда человек, желая добиться от вас чего-то, первым оказывает услугу? Чтобы «вогнать» в ощущение долга и получить то, что ему нужно.
Как противостоять насильному облагодетельствованию?
В теории очень просто – сказать «нет» и отказаться от предложения.
Но на практике – это сложно.
Сразу включаются социальные механизмы, которые скрипят
«Как это невежливо – человек же ради тебя постарался! Тебе не нужен этот подарок?! Кому какая разница - главное, чтоб про тебя плохо не подумали».
И «подарок» уже у вас в руках. А человек, который им вас наградил, получает власть просить вас об «ответной» услуге.
Лихо, да?
Чтобы сказать на такое «нет, спасибо» нужно иметь опору на себя и чёткую осознаваемую систему внутренних ориентиров.
Описанная манипуляция ОТЛИЧАЕТСЯ от ситуации, когда человек предлагает вам свою помощь бескорыстно. И не планирует добиваться от вас ответной услуги, которая нужна ему.
Добрые человеческие отношения никто не отменял.
Но нужно уметь разбираться – действительно ли они без скрытого умысла и добрые.
Поделитесь в комментариях – были у вас такие подарки, которые обязывают? Умеете от них отказываться?
Если тема актуальна, ставьте 👍