В восемьдесят восьмом страна, пропавшая с карт через три года, получила свой новый телевизионный хит. На голубых экранах, по соседству с «Прожектором перестройки», «Международной панорамой» и остальными интересно-востребованными передачами, случилось маленькое чудо. Такое, знаете, стучавшее копытами, скрипевшее рессорами карет и несмазанными колесами телег, пахнущее дымным порохом и дамскими притираниями и, конечно, звучащее звоном шпаг и веселыми песнями, чаще всего исполненными одним Харатьяном.
«Трое из навигацкой школы», написанные недавно почившей Соротокиной, могли легко сразиться за популярность с тремя мушкетерами. Ну, а если учитывать шевалье Брильи, то даже и с ними же вкупе с гасконцем. Благо, что в данном случае они так и так оказались бы трое на трое, оставив Боярскому разбираться между самим собой.
Самое смешное, что спустя тридцать лет «Гардемарины – вперед!», равно как их первое продолжение, смотрятся в ряде моментов также отлично. Особенно с высоты зрительского опыта, накопившегося с советского детства. Не верите? Стоит разобраться.
Светлана Дружинина создана снимать кино о веке дворцовых переворотов. Ни один проект современной России, от клюквенно-дешевого «Слуга государев» до трещаще-провалившегося «Тобола», не говоря о высерах а-ля «Адьютанты любви» или «Великая», при всех их бюджетах, близко не стояли с ее «Гардемаринами» и «Тайнами дворцовых переворотов». Историю по ее фильмам изучать не стоит, но как пример пойманной эпохи, где перемешано до черта сюжетов блокбастеров, пойманной штрихами, мелочами, костюмами и подачей, Светлана Дружинина в нашем кинематографе лучшая. Да, «Софья! Алёша!» сейчас могут показаться даже наивными, равно как трубадурствование Корсака на болоте, но в основном – в едва уловимом духе восемнадцатого, блистательного, века, ее фильмы прекрасны.
В двух первых фильмах о гоп-компании морских офицеров, пересевших на коней и вступивших в ряды спецназа ГРУ ГШ Ея Императорского Величества матушки Елизаветы снимались настоящие актеры и актрисы. Евстигнеев, Абдулов, Гундарева, Стржельчик, упомянутый Боярский, жгущий в роли дьявольского французского Джеймса Бонда, великолепнейший Балон, сыгравший инфернального Жака. И это только главные роли.
На второстепенные Дружинина поставила Смоктуновского, Павлова, Стеклова, Пашутина и Борцова aka Гаврила. Даже необходимые штрихи, такие, как стрючок Шалимов, были сыграны нужными людьми, такими, как Юрий Нифонтов.
- Бергер дрался как лев!
Могли ли в такой компании потеряться играющие по-настоящему первые главные роли молодые актеры? Несомненно, могли. Ноне потерялись и исполнили свои партии как по писаному. Да, мелочи вроде озвучки Жигунова Меншиковым многими остались незамеченными, равно как даже сейчас бросаются в глаза, но не мешают подводки и грим, порой более подходящие участницами ВИА «Комбинация». Молодежь, игравшая в фильме, играла прекрасно.
- Сашка!
- Алешка!
Мне уже тогда не нравился Корсак, в отличие от совершенно брутального Белова, особенно во второй части радостно бьющего морды и, чуть что, хватавшегося за эфес шпаги. Во время кинопросмотра «Виват, гардемарины», самого, знаете ли, настоящего кинопросмотра, было не по себе от какого-то непонятного Мамаева, но спустя пять минут после его появления ощущение пропало и дальше шло как по маслу. И, да – вторая часть мне зашла куда больше. Она была ярче, круче и, несмотря на определенную камерность, куда полноценнее.
А еще в этом чудесном фильме была Анастасия Ягужинская, по уровню своей греховной красоты совершенно не уступающая Монике Белуччи. То время и то место сыграло с Татьяной Лютаевой по-настоящему злую шутку. Актрисы ее типа всегда востребованы Голливудом и Блейк Лайвли тому яркий пример. Но Анастасия Ягужинская появилась в позднем СССР и ушла в лихие девяностые с Россией, заново появившись на экранах уже в нулевых и оставшись навсегда именно Ягужинской.
Светлана Дружинина снимает четвертую часть. В этой самой четвертой части почему-то есть Анна Семенович, Панкратов-Черный и, вроде бы, пока нет Нагиева. Равно как отсутствует Жигунов, так и не помирившийся с Дружининой. Появится ли там Агния как-то-ее-там, что дочь Лютаевой? Не интересовался, мне хватило полногрудой экс-Блестящей для резко выросшего градуса сарказма и, неожиданно, воскресшего героя Боярского. Но, как водится, пожуем-увидим. Это же Светлана Дружинина, вдруг случится чудо? Так что, гардемарины – удачи!