Кажется, что может быть проще: придумать команду персонажей, поместить их куда-нибудь подальше от цивилизации, добавить монстра, который станет их преследовать... Украсить парой скримеров и сценарий фильма ужасов готов.
Этот рецепт и в самом деле работает, но только если ваша цель состоит в том, чтобы создать абсолютно незапоминающееся кино.
Ирония еще и в том, что фильмы, построенные исключительно на чувстве примитивного страха, больше не работают. Зритель очень быстро отключается от скримеров и экранного насилия: сейчас это не более чем эстетический прием, и тому, кто смотрит фильм, очевидно, что он в безопасности.
История, которую хочет рассказать сценарист, должна быть сложнее, чем «Почти всех персонажей в фильме убьют». По сути, в отличном фильме этого жанра два слоя: та история, которая пугает, и та, которая произошла бы в любом случае (даже если монстр не появится). И эта вторая (человеческая) история должна быть достаточно насыщенной и интересной сама по себе.
Например, фильм «Нечто» (1982) Джона Карпентера, или «Оно» (2014) Дэвида Роберта Митчелла - совершенно очевидно, что у персонажей фильма есть проблемы и помимо таинственных существ. Появление монстра просто их усугубляет, но фильм вполне мог бы существовать и без него.
Таким образом, в основе хоррора лежит человеческая история с вполне реальными - и понятными зрителю - проблемами.
Другой не вполне очевидный аспект - взаимодействие персонажей с монстром. Чем более фантастична ситуация, в которую вы ставите героев, тем более реалистичным должно быть их поведение; монстр же должен соответствовать проблемам персонажей.
Монстр - индикатор темы фильма. Кроме того, правильно подобранное чудовище внесет в ваш сценарий дополнительную мифологию и новые сюжетные линии, а иногда даже станет основой структуры фильма, как это произошло с фильмом «Вой» (2015) режиссера Пола Хайета. Как только чудовище сменили на оборотня, то сразу стало понятно, о чем фильм (по сюжету главный герой, проводник, превращается из слабого характером мужчины в сильного и уверенного в себе).
Хоррор, как ни странно, имеет нечто общее с комедией. Как и в комедии, здесь есть подводка к ситуации, затем — панчлайн, затем — момент для того, чтобы осознать, что именно произошло. Объединяет их и момент удивления.
Точно также страх, как и юмор, субъективен. Это причина, по которой некоторые люди, не слишком восприимчивые к хоррору, смеются при просмотре фильмов этого жанра. Надо быть готовым к тому, что далеко не на каждом человеке сработает сцена, которую вы так тщательно подготавливали.
Фильмы ужасов также находятся в тренде смешивания жанров. Самым очевидным образом можно связывать их с комедией; но немало образцов, когда приемы жанра используются для того, чтобы рассказать историю совсем не для того, чтобы вызвать страх. Порой режиссеры, на этапе съемки, еще не знают о том, что они снимают именно хоррор, и только реакция аудитории заставляет их взглянуть на свой фильм по-другому. Например, братья Блейн (создатели фильма «Нина навсегда») собирались снять историю о переживании потери близких, и были очень удивлены, когда зрители назвали его фильмом ужасов.
На уровне создания истории это также справедливо: вероятно, каждый сценарист, так или иначе, сталкивался с ситуацией, когда готовый сценарий воспринимается в конвенциях другого жанра — и далеко не всегда это плохо. На перекрестье жанров всегда возникает дополнительный потенциал.
Очень важная вещь, о которой следует помнить, когда пишешь сценарий фильма ужасов. Момент узнавания, момент, когда персонаж видит монстра часто очень сильно снижает напряжение. Как писал об этом Стивен Кинг — «монстр на чердаке никогда не будет страшнее лестницы на чердак».
Именно поэтому искусство создания напряженного ожидания считается одним из главнейших умений в этом жанре. Замедляйте темп событий, протягивайте действие, не давайте зрителю много информации! Пара скримеров, кошмар или пугалка в зеркале, конечно, поможет зрителю протянуть 90 минут, но если создатели фильма полагаются только на это — у них проблемы. Быстрый темп и лихорадочное действие, убивает специфику хоррора (здесь на сцену вступает другой вид страха, но если автор не хочет сделать своего монстра смешным, то лучше бы ему хотя бы иногда прибегать к паузам, моментам тишины, саспенсу).
Достаточно вспомнить сцену битвы с клоуном в ремейке «Оно». Весь фильм — это неплохое подростковое кино с элементами хоррора, но как только персонажи начинают сражаться с монстром — он тут же перестает быть страшным. Мы, как зрители, уже знаем, чем все это закончится, и недоумеваем, зачем столько телодвижений.
И два совета, которые, может быть, не столь уж неочевидны, но совершенно точно — обязательны, если сценарист хочет создавать по-настоящему страшные истории. Во-первых, стоит держать руку на пульсе этого жанра, знать, какие фильмы выходят, смотреть и анализировать их.
Во-вторых, сценарист должен посмотреть внутрь себя и признаться, что пугает его на самом деле. Это ключ к хорошему сценарию в любом жанре — зерно настоящего чувства, топливо, на котором автор сможет доехать до финального драфта.