Найти в Дзене

Кто не ушел во тьму, тот пойдет ко дну

Самый частый вопрос, на который мне приходится отвечать в связи с романом «Во тьму» — «Когда по-русски выйдет следующий роман Болавой?». Я, к сожалению, не знаю и обещать ничего не могу. Но чтобы все понимали, чего вообще стоит ждать от книги «Ко дну», расскажу о ней по порядку.

Обложка чешского издания романа "Ко дну"
Обложка чешского издания романа "Ко дну"

— Это что, продолжение первого романа? Это как сериал?

И да и нет. Второй роман Болавой вышел под лозунгом «Кто не ушел во тьму, тот пойдет ко дну», и, конечно, в каком-то смысле это продолжение. Мы вновь окажемся в небольшом южночешском городке (теперь он уже назван по имени — Ржечовице), только лето уже сменилось туманной осенью. (Кто бывал в Чехии в начале ноября, тот согласится — чешские туманы по красоте своей могут поспорить с цветущими садами). Нас ждут уже знакомые нам герои — Марцела, Тонда, доктор Дивиш, Милушка. Только Анны Бартаковой нет, словно ее и не было вовсе. Всех занимает другое: на болотах наконец-то обнаруживают тело молодой Дивишовой, пропавшей без вести после того, как она узнала об очередной измене мужа. Но что странно: ее волосы были старательно причесаны.

— Это что, детектив?

В каком-то смысле да. Но смерть Дивишовой расследует не столько полиция, сколько начинающий журналист Петр Малек. Да и тот заходит в тупик, и только читатель начинает смутно догадываться, как дело было.

— То есть история городка подошла к концу?

Нет, все правильные истории небольших городов состоят из трех частей:) Вспомните Ларса фон Триера (тот, правда, не снял продолжение «Догвилля» и «Мандерлея») или Уильяма Фолкнера (а из чешских авторов надо упомянуть Иржи Гайичка). В Ржевнице неожиданно возвращается Гана Стрнадова со своей матерью, жившие здесь много лет назад. Мать уже мало что соображает, но Гана все пытается разобраться в причинах давнишней семейной распри и в своих страхах. Но об этом мы, видимо, узнаем только в следующей части.

— Значит, этот роман написан от лица другой жительницы городка — Ганы Стрнадовой?

Не совсем. Да, здесь есть фрагменты, напоминающие дневник Ганы, но в основном текст написан от третьего лица. Правда, Болава остается верна своему стилю: роман «Ко дну» тоже написан в настоящем времени и так, что от него невозможно оторваться. Ну, и хоррор, и мелодрама там тоже есть, куда ж без них.