(Начало здесь).
Славянская эпопея — серия из 20 полотен чешского художника Альфонса Мухи, проникнутая духом славянского единства. Каждое полотно отражает значимые события из жизни славянских народов. Работа над циклом заняла около 18 лет, а из-за масштабности картин они не выставлялись на обозрение широкой публики с 1930 до 2012 года.
Политик, промышленник и меценат
В Америке состоялась судьбоносная встреча Альфонса Мухи с меценатом, благодаря которому стала возможной реализация главного дела жизни чешского художника – создание масштабного цикла «Славянская эпопея» из 20 картин. Чарльз Ричард Крейн (1858-1939) - состоятельный американский бизнесмен, наследник крупного состояния (его семья производила лифты для американских небоскребов), политик, меценат и знаток искусства. Он много путешествовал по различным странам, в том числе более двадцати раз бывал в России и СССР, где приложил руку к Февральской революции 1917 года, однако негативно воспринял Октябрьскую революцию и приход к власти большевиков и впоследствии помогал русским эмигрантам.
Вообще семья Крейна сыграла очень важную роль в истории славянских стран той эпохи. Сам он был близким другом первого президента независимой Чехословакии Томаша Гарига Масарика, его сын Ричард стал первым послом США в Чехословакии, а дочь Франсез была замужем за Яном Масариком. Чарльз Ричард Крейн владел большой коллекцией русского искусства, включая русские иконы и картины таких мастеров, как Верещагин и Рерих. Именно благодаря Крейну, Муха смог заняться работой над созданием Славянской эпопеи, воспевавшей историю славянских народов.
Специально для Крейна Муха написал уменьшенный вариант картины из Славянской эпопеи - «Освобождение русских крестьян от крепостной зависимости». А когда в Москве был разграблен Данилов монастырь, Крейн выкупил колокола со звонницы монастыря и подарил их Гарвардскому университету.
Сотрудничество американского магната и чешского художник началось с того, что первый заказал второму портрет его дочери Жозефины к ее свадьбе в 1908 году. Девушка была изображена в образе славянской богини Славии, причем Муха фактически повторил одну из своих работ – рекламный плакат для Пражского страхового общества «Славия», выполненный годом ранее.
Марки, банкноты, форма полиции – Муха на всех направлениях
Но все было непросто даже для именитого мастера. Вернувшись из США в Чехию, Альфонс Муха принял участие в работе над Общественным домом – выставочно-концертным центром в Праге недалеко от Пороховой башни. В городе, где веками первую скрипку играли немцы, чехи наконец решили показать себя именно как славянскую нацию, противостоящую германизации.
Мухе поручили оформление Салона мэра в Общественном доме, что вызвало полемику в чешской прессе. Многие чехи считали его, пламенного патриота славянского мира, чужеземцем, вмешивающимся во внутренние дела страны. К 1911 году Муха создает в Общественном доме монументальное произведение «Апофеоз славянства».
Благодаря связям Чарльза Ричарда Крейна, именно Мухе выпала честь исполнения заказов по созданию первых почтовых марок независимой Чехословакии, а также эскизов первых денежных купюр.
Причем на купюре в 100 крон образца 1920 года чешский художник изобразил дочь Крейна Жозефину, а на банкноте в 10 крон 1919 года – свою дочь Ярославу.
Также Муха создал эскизы униформы чехословацких полицейских и украсил мотивами о святых Кирилле Мефодии окна новой архиепископской часовни собора Святого Вита на пражских Градчанах.
Славянская эпопея - «благоговение перед титанической работой»
Для Славянской эпопеи, которую также проспонсировал Чарльз Ричард Крейн, Муха выбрал холсты максимально большого на тот момент размера - более чем 6х8 м, а в качестве места для работы арендовал полузаброшенный замок Збирог на полпути между Прагой и Пльзенем.
Для достоверности изображений Муха тесно общался с историками Чехии и Моравии, поездил по православным монастырям Греции, а также накануне Первой мировой войны, в 1913 году совершил поездку через Польшу и Галицию в Россию. Тут он открыл для себя «славянство чисто византийское… словно окунулся в девятое столетие». Из 20 картин Славянской эпопеи половину Муха посвятил родной Чехии. Создание цикла заняло около 18 лет, в течение которых жители местных деревень, одетые соответствующим образом, позировали для многолюдных сцен.
В 1919 году первые пять полотен цикла были выставлены в Праге в старом монастыре иезуитов в начале Карлова моста – Клементинум, а в 1921 – в Бруклинском музее Нью-Йорка. Газета Prager Tagblatt так оценила работу мастера: «Благоговение перед титанической работой, перед великим планом и совершенными деталями, наряду с национальным величием, неоспоримы». В 1928 году чешский художник передал цикл в дар Праге с условием, что под него будет выделено соответствующее помещение. Вначале цикл выставлялся в Выставочном дворце в Голешовице, а в 1930 – в Брно. Однако затем из-за отсутствия нужного помещения холсты были надолго свернуты.
По иронии судьбы, буквально накануне начала Второй мировой войны в 1939 году Муха создал триптих «Век разума, Век мудрости и Век любви». 15 марта немецкие войска окончательно оккупируют Чехию, а Муха, известный своим славянским патриотизмом, оказался в числе первых жертв гестапо.
После ареста, допросов и жестокого обращения художник скончался от пневмонии 14 июля того же года и был похоронен на Славине, почетном пражском кладбище на Вышеграде.
Интерес к творчеству Альфонса Мухи вернулся лишь в 1960-х годах (в советское время его считали устаревшим и чересчур националистическим). А Славянская эпопея вплоть до 2011 года располагалась в замке в городке Моравски Крумлов недалеко от Иванчице, где родился и вырос художник. В 2012 году цикл была выставлен в пражском Выставочном дворце.
В заметке использованы материалы из книги «Муха. Жизнь художника в текстах и иллюстрациях», Р. Нойгебауэр («Виталис», 2016) и репродукции работа мастера из открытых источников.