Нора Эфрон «Я ненавижу свою шею и другие мысли о том, как быть женщиной»
Во-первых, в издательстве МИФ не так давно появился портфель МИФ.Культура. Я обычно к бывшим отношусь прохладно, но конкретно за эту команду очень рада, в МИФе будет больше книг, у которых я попадаю в целевую аудиторию.
Во-вторых, зная немного про Нору Эфрон, я ждала выхода этого сборника и, как оказалось, ждала чего-то большего. Это приятное чтение (хватит на поездку из ближнего Подмосковья в центр и обратно), но в нем нет деталей, выводящих просто ироничное эссе на глобальный и, простите, экзистенциальный уровень. А у Сью Таунсенд, например, такие детали есть (читайте «Публичные признания женщины средних лет»). Симптоматично, что я почти не выделяла цитат в книге. В итоге: добротные журнальные колонки про женскую сумку, уход за собой, готовку, детей, квартиру — прекрасный стиль и структура, но эти тексты так и остаются просто колонками.
Наконец я поворачиваюсь к Бобу и говорю:
— Это же так просто. Можно принести складные стулья и поставить их в проход.
Боб смотрит на меня.
— Нора, — отвечает он, — мы не можем сделать все.
У меня в голове проясняется. Нора. Мы не можем сделать все. Я узнала главный секрет счастья. Хотя, наверное, уже слишком поздно.
Денис Драгунский «Отнимать и подглядывать. Все, что вы не хотели знать о литературе»
Следующая книга тоже сборник эссе. Начну с пары «фи» издательству: 1) в электронной книге нет четкой иерархии заголовков и поэтому тяжело читать: это продолжение предыдущего эссе или нужно уже настроиться на новое? 2) эссе свалены в кучу, хотя их можно было бы сгруппировать по тематикам, 3) зачем присваивать заголовок «все, что вы не хотели знать о литературе», если там еще про кино и политику; и зачем потом оправдываться в аннотации «не, ну мы про литературу в широком смысле слова», 4) не хватает года написания эссе.
Про тексты: большой кругозор, начитанность, жесткость, мне такое нравится. В таком стиле здорово получаются пересказы с комментариями. Но 1) местами слишком политично по моим меркам. Напоминает анекдот, как либерал дает объявление о пропаже собаки. 2) порой слишком тезисно и внутри одного эссе легко потеряться: мысль скачет с первого на третье. Напоминает пародию Зощенко на Шкловского: «Впрочем, эту статью я могу закончить как угодно. Могу бантиком завязать, могу еще сказать о комете или о Розанове. Я человек негордый. Но не буду — не хочу. Пусть Дом литераторов обижается. А сегодня утром я шел по Невскому и видел: трамвай задавил старушку. Все смеялись».
Когда чего‑то слишком много, оно как будто исчезает. Или теряет смысл. Стеллажи книжных магазинов пугают изобилием названий. Ярмарка интеллектуальной литературы Non‑Fiction способна раздавить посетителя необозримой массой толстых, мелким шрифтом, многотомных умных книг обо всем. «Социология французской шляпной ленты в сороковых годах XIX века». «Комментарии и указатели к дневникам английских солдат в Индии». «Московские домовладельцы Сущевской части». «Трансгруэнтность локальности в постмодерне».
Дэйв Эггерс «Сфера»
Антиутопии про современные технологии и соцсети меня затягивают. Стиль у автора не блестящий, но держит сюжетно: компания а ля Фейсбук с суперусловиями для работы и помешанная на социализации сотрудников. Технологии развиваются, границы частного и публичного стираются, компания набирает политический вес.
Проблема: у поступков героев должны быть предпосылки. В «Сфере» же есть ощущение, что в каждом случае подбрасывается монетка. Из-за этого получилась слабая кульминация: читатель подошел без накопленных эмоций и ожиданий. «А, ну так решила, ну ладно». Еще совсем нельзя писать предложения типа: «И тут Мэй все поняла». Для этого есть детали и поступки.
Посмотрела после книги фильм «Сфера» с Эммой Уотсон. У фильма низкие оценки, в районе 5/10, и сценаристы сильно перепахали сюжет. Но что интересно: сценаристы Голливуда понимают, что у героя должна быть трансформация и добавили в сюжет события-реакции-поступки. Правда, концовка голливудская, в то время как автор ближе к Оруэллу.
Тайна — это ложь.
Светлана Мурашкина «Революция Гутенберга: книги эпохи перемен»
Книга-каталог к выставке инкунабул, которая сейчас проходит в Ивановском зале РГБ. Подробнее про книгу и выставку я написала здесь.
***
Предыдущие рецензии в этой статье.