Целеустремленный водитель проедет дорогу от Абакана, до саянских Черемушек примерно за два-три часа. Но если пристрастно оглядываться по сторонам, здесь легко застрять на несколько суток. В бархатистых полях разбросаны надгробья сотен захоронений, созданных до начала нашей эры. Курганы похожи на древние пирамиды, скрытые в пахучих степных травах. Когда-то именно на этих равнинах располагались крупнейшие в истории усыпальницы и могильники разных азиатских народов.
Где-то в районе Черемушек, сразу за громадой Саяно-Шушенской ГЭС нас напрасно ожидал капитан рейдового катера! Группа никак не могла остановиться. Вслед за степной зоной, начались живописные Саянские предгорья, а потом и знаменитые мраморные карьеры, от белизны которых наши умные фотоприборы стали выдавать какую-то несусветную чушь...
Огромные глыбы мрамора напоминали гигантские головы сахара-рафинада, и их натурально хотелось попробовать на вкус. Когда-то, белый холодный материал стал одной из основ освоения этого района Сибири. И первая каменная глыба, легшая в основу Саяно-Шушенской ГЭС, так же была из мрамора.
Со всеми этими красотами мы задержались почти на 10 часов. Загрузка на катер вышла такой спешной, что хорошенько снять его со стороны нам удалось только ночью, на первой нашей стоянке. Получилось даже интереснее.
Для тех, кто вплывает в заповедник со стороны ГЭС, путь к заветным местам начинается с контрольно-пропускного пункта "Голая", названного в честь ближней реки и довольно заросшей соседней горы. По назначению это кордон, а по сути, крохотный искусственный остров в одном из заливов Саянского моря. Несколько грубо сваренных поплавков, дощатый настил, жилая часть с дровней и пара подсобных помещений. Ограниченное водой пространство, размером чуть меньше волейбольной площадки. Жизнь здесь проста и строго регламентирована.
Люди, собаки и даже коты вовлечены в природоохранный процесс и изучают возможных нарушителей со всей строгостью. Хождения по кордону ограничены и его обитатели занимают все пространство, от крыши сторожки, до поддона и стальных понтонов. И никаких вольностей. Мы своими глазами видели как пёс назидательно покусывал кота, гоняя его от накрытого стола. Порядок есть порядок.
Пока оформлялись бумаги, группа с интересом изучала быт этого рукотворного кусочка суши, застывшего над бездонной ямой самого глубокого российского водохранилища.
При видимом отсутствии ЛЭП, и звуков генератора, здесь работали все электрические приборы. Мы даже успели немного зарядиться. Разгадка оказалось простой и очень эффектной. На одном из ближних термальных ручьев установлена самодельная гидростанция. Она и снабжает этот обжитой мир необходимой энергией.
Через час все формальности были соблюдены. Впереди лежало таинственное и совершенно безлюдное пространство.
Между тувинским Шагонаром и хакасскими Черемушками, на протяжении трехсот километров вдоль Енисея, нет ни единого поселения человека, кроме заповедных кордонов и постов. Великая река течет здесь в гигантском ущелье, образовавшемся на месте грандиозного тектонического разлома. Слева от основного русла реки раскинулось зеркало рукотворного водоема. Склоны Западного Саяна стали берегами Саянского моря, когда воду бешеной и своенравной реки перекрыли дамбой. Теперь это территория Саяно-Шушенского биосферного заповедника. Огромные стада горных козлов – козерогов, бесстрашно пасутся прямо на крутых скалах, зажавших между собой Енисей. Они - основной объект охраны. Но не так давно к козерогам прибавился их смертельный враг, почти исчезнувший подвид местного барса.
Для моментальной фотоохоты козероги оказались совершенно непригодны. Видели мы их в больших количествах, людей они особо не боятся, но поймать их в объектив, с подвижного корабля, оказалось задачей непосильной. Да и не было такой задачи, хотя животное это необычайно грациозно и на фотографиях смотрится существом из какого-то потустороннего мира. Но съемка крупных зверей - совершенно отдельный жанр, а наш катер подходил к промежуточной цели экспедиции - Каменной речке. Это один из енисейских притоков, полностью скрытый в большом базальтовом каньоне.
Снимать в темном и холодном каньоне можно было лишь в те редкие минуты, когда из-за облаков туда заглядывало солнце. Большую часть дня он наполнен сумраком и тягостной тишиной, прерываемой частыми камнепадами. Путешествие к Каменной закончилось самым естественным образом. В конце пути горы сомкнулись так, что ни корабль, ни даже маленькая лодка не смогли бы там протиснуться. Здесь же нам впервые так близко повстречался вестник дикого мира. В какой-то момент, прямо на нашего оператора, и автора фото этого рассказа, вышел не слишком упитанный волк.
Устье каменной речки - лишь один из многочисленных заливов Саянского моря, образованных на месте бывших лощин и ущелий. И в каждом - свой затерянный мир, живущий совсем по иным законам бытия, нежели чем мы.
Где-то ближе к границе Тувы, после ста километров пути, мы впервые почувствовали запах дыма и услышали звуки человеческой деятельности. Без устали колотил дизель, а из-за поворота Енисея выехала знакомая до боли казанка. Всего три дня мы находились в автономном походе, но все обрадовались жилью так, словно пересекли на лодке, по меньшей мере, Атлантику. Здесь расположен центральный кордон заповедника. Место, необычайно живописное, и крайне интересное по устройству. Настоящая таежная заимка, с полудикими лошадьми, и коровами, которые гуляют сами по себе.
Здесь закончилась наша короткая, но очень насыщенная сибириада. Катер отправился по своим речным делам, а экспедицию забрал вертолет, который перенес участников непосредственно к месту ссылки вождя мирового пролетариата. Но это уже совсем другая история)
Фотографии Митя Гусев.
Продолжение этого путешествия и другие удивительные российские места и железные дороги - только на нашем канале. Читайте наши статьи и материалы. Пожалуйста, ставьте лайки, если вам было интересно. Смотрите видео нашего производства на Дзен и на ютуб-канале "Зеленый край".
https://www.youtube.com/channel/UCmc91COuGIddP6C--9UYzaw