Еще сто лет назад одежда говорила о человеке больше, чем современная страница в соцсети. По покрою, фасону и отделке можно было узнать практически все. В какой стране человек живет, к какой национальности и вероисповеданию принадлежит, горожанин он или селянин, благородного происхождения или нет, свободен, в браке или вдовец. Имели значение даже небольшие различия в форме шапочек или расцветке юбок – так фасон кокошника или душегрейки говорил, из какой губернии родом крестьянка. Живописные национальные костюмы вдохновляли художников и модельеров, становились частью музейных экспозиций… а вот в повседневной жизни, увы, уже давно уступили место однотипной одежде – джинсы, кеды и лабутены одинаковы в Нью-Йорке, Пекине и Нижнем Новгороде. По счастью, люди все бережнее относятся к своему культурному наследию.
18 мая в Грузии в четвертый раз отмечают день национального костюма. Будут праздничные шествия в роскошных нарядах, концерты, танцы и гулянья в Тбилиси и крупных городах. Раздолье для фотографов, отрада глаз для ревнителей традиций. Во что же одевались грузины раньше?
У мужчин и у женщин встречался один общий элемент костюма – чоха или черкеска, как ее называли в царской России. Длиннополая суженная в талии верхняя одежда с широкими, разрезными или распашными рукавами. Фасон одежды удачно подчеркивал национальные особенности фигур – высокий рост, широкие плечи и тонкие талии. У мужчин на груди вшивались газыри – приспособления для хранения патронов и пороховых зарядов, у женщин передняя часть чохи богато отделывалась вышивкой. Простую черную чоху носили пастухи, виноградари и обычные сельские жители, вышитую – князья, люди высокого рода. На праздники надевали белую или бежевую чоху. Дворяне в торжественных случаях наряжались в куладжа – вариант чохи, шитый из яркого бархата и отделанный золотом.
Мужчины надевали чоху на ахалохи или архалук – вариант облегающего кафтана яркого цвета. Под ахалохи надевали нижнюю рубаху перанги, нижние штаны шеидиши и верхние шарвали. Появиться на улице в одной рубахе считалось верхом неприличия, даже в жару. Обязательным элементом одежды являлся широкий наборный серебряный пояс, отделанный драгоценными камнями или эмалевыми вставками. К поясу все, даже бедняки крепили дорогие кинжалы. В Тбилиси шутили «он носит на себе собственные похороны» - в случае смерти небогатого человека, стоимости пояса и оружия хватало, чтобы оплатить погребение. На ноги надевали мягкие сапоги цаги или подобие туфель мести. На голову – большую мохнатую папаху из каракуля. В Гурии и Мегрелии предпочитали башлыки с золотой или серебряной кистью на капюшоне. В Кахетии – войлочную шапочку. Зимой состоятельные горожане надевали шубу курки, а деревенские жители - пастушьи бурки набади.
Женский наряд выглядел сложней и роскошнее. Вопреки сложившемуся мнению грузинки не носили чадру (ее надевали лишь мусульманки в районах граничащих с Турцией) и не появлялись на улице в платьях с глубоким декольте – девушке без ущерба для репутации дозволялось открывать шею, замужней женщине следовало покрывать и шею и волосы. При этом фасоны с глубоким вырезом и облегающим верхом пользовались популярностью – женщины приберегали очарование для женихов и мужей, ожидающих дома. На нижнюю рубаху или тонкую сорочку надевалась длинная «в пол» нижняя юбка, поверх – красивое приталенное платье картули с расшитым лифом, затем свободная распашная верхняя одежда катиби, зимой – с теплой подкладкой. Платье подпоясывали длинным, собственноручно вышитым поясом, невесты надевали подаренный женихом серебряный поясок. На голову надевали вуаль лечаки, крепили ее обручем копи и сверху набрасывали темный платок багдади. Одним концом лечаки замужние женщины укутывали шею. На ноги надевали башмаки без задника на высоком каблуке – коши. И выглядели сногсшибательно!
День национального костюма в Тбилиси – праздник, который стоит посетить хотя бы раз. Роскошные старинные наряды на красивых людях, умеющих их носить – чудное зрелище!