Найти тему
Иди и рули!

Итальянская забастовка или как не умереть от опечатки

Итальянская забастовка из Википедии — форма обструкции, протеста сродни обычной забастовке и саботажу, заключающаяся в детальном исполнении сотрудниками предприятия должностных обязанностей и правил, ни на шаг не отступая и не выходя за их пределы. Иногда итальянскую забастовку называют работой по правилам.
Итальянская забастовка из Википедии — форма обструкции, протеста сродни обычной забастовке и саботажу, заключающаяся в детальном исполнении сотрудниками предприятия должностных обязанностей и правил, ни на шаг не отступая и не выходя за их пределы. Иногда итальянскую забастовку называют работой по правилам.

Несколько слов в ответ на критику которую я слышу регулярно о том, что всё в управлении предприятием зарегулировать невозможно и даже опасно, дескать сотрудник в жесткой системе контроля долго эффективно работать не может, а многие отказываются от такой заорганизованной работы на этапе собеседований. В чем-то соглашусь, но в основном нет! Давайте разберемся.

Поскольку совсем без контроля в управлении не обойтись, то лучше, чтобы он был цивилизованным - автоматизированным, внятным и не нарушающим права личности. Обучая персонал в последнем проекте, я всегда оговариваюсь о том, что все нормы и правила Золотой папки (о ней здесь) - живые и творчески развивающиеся документы, которые не являются догмой и при наличии у специалиста способностей решить проблему за счет собственного опыта и знаний, могут и не потребоваться. Но когда сотрудник, по собственной инициативе, вразрез с принятыми в предприятии правилами, допустил ущерб, провал или урон, то с него спросится: "Почему не проверял свое решение по этим лекалам?" И за ущерб тогда придется ответить.

При том, что правила пишутся не для того, чтобы их нарушать или не исполнять, слишком усердное моление, как известно может и лоб расшибить. Даже воинские уставы и наставления, написанные кровью, не отменяют их творческого применения, а шаблонная тактика во все времена являлась малоэффективной. Побеждает тот, кто в установленном порядке и правилах, инициативно изыскивает наиболее эффективные решения проблем и подходы к работе. Важно отметить, что правила не пишутся "на каждый чих", а только по сложным проблемам, для которых необходимы комплексные решения, да еще и зачастую в жесткой эмоционально-психологической ситуации в условиях дефицита времени.

При высочайшем уровне подготовки космонавтов и пилотов авиалайнеров, они имеют при себе в полете технологические карты на все нештатные ситуации.

Есть такой тип профессиональной обструкции или саботажа работы под названием Итальянская забастовка, когда недовольные сотрудники, объединившись, договариваются какой-то срок действовать механически, строго по корпоративным правилам не по всем, а только по специально выбранным, загоняя тем самым в ступор всю работу компании. Вроде и не придерешься - всё по правилам, и в тоже время - саботаж! Кого наказывать?!

А наказывать можно и должно, т.к. умышленный сговор по постановочному строгому соблюдению правил и норм так или иначе выявляется по фактам его перегибов: не пустили на работу тех, кто забыл пропуска и опоздал более 15 минут, отменили отпуска всем, кто его не полностью согласовал - забыл указать сменщика на время отпуска, прекратили отправлять почту тем, кто не до конца или неправильно зарегистрировался в ней, по всем проверкам развернули инспекторов, не уведомивших руководство за сутки, прекратили расчеты с контрагентами до завершения очевидной сверки и т.д., и т.п.

Зачинщики возникшего в компании рабочего коллапса выявляются быстро, расправа коротка и все снова входит в нормальное рабочее русло, когда порядок в предприятии - это не безукоснительно точное до буквы исполнение всех, иногда и противоречивых регламентов и норм, установленных в компании, а разумное их применение с инициативой и подсказкой руководству предприятия выявленных противоречий, устаревших или неработающих элементов этих правил.

Если в коллективе завелся такой супер привередливый "крючкотвор", отвлекающий своих коллег справа и слева замечаниями с позиции знатока всех правил, то ему достаточно объяснить, как от опечатки нечаянно можно и съесть не то, или дорогу перейти не так, подставив свое здоровье и жизнь серьезному риску. Другое дело, когда "свободные туристы", как таких называет иногда наш шеф, для прикрытия своей профессиональной несостоятельности, пытаются всячески уйти от любого контроля и установленных корпоративных правил. Объясняют они это пустой тратой своего времени "на всякую формалистику" или надуманными обидами на черствое недоверие ему - великому профессионалу, но чаще тем, что он лучше других знает и понимает свою работу, поэтому никакие "глупые правила" ему не указ!

За подобными проявлениями всегда скрывается желание человека выйти из-под контроля в некий особый статус, при котором он сам себе определяет задачи, не отчитываясь за них ни перед кем, а только напрямую хозяину бизнеса, которому отвлекаться на этого специалиста недосуг. Здесь уже налицо явный признак непрофессионального поведения сотрудника, а это - повод для дисциплинарных разборок.

Для подобных "особ" в Этическом кодеке нашего предприятия прописаны такие пункты (читать целиком - здесь):

А. Что должен знать и делать ключевой сотрудник - профессионал:
1. «Стратегическое мышление»: Знать границы и составляющие своей службы, уметь грамотно представить ее руководству и взаимодействующим службам в схемах структуры и положении о функциях как всей службы, так и ее структурных подразделений в детализации. Давать предложения руководству по ее совершенствованию и перспективному видению, предлагать и поддерживать внедрение в ней эффективных инноваций.
2. «Кредит доверия»: Предлагать руководству удобные формы и методы отчетности о работе вверенной службы, всячески стремиться максимально открыть свою службу перед руководством и взаимодействующими службами, дабы избежать подозрений и домыслов о теневых или тайных махинациях в ней, попытках сокрытия непрофессиональных действий и грубых ошибок, демонстрировать руководству реальные успехи и достижения.
Б. Что недопустимо в работе ключевого сотрудника компании:
3. «Очковтирательство»: Стремиться к уводу «в тень» своей деятельности в предприятии и всяческому выводу из-под контроля руководства работу своей службы, забалтыванию реальных результатов и выпячивание несуществующих, допускать в своих отчетах обман, подтасовки и приписки.
4. «Свободное плавание»: Использовать доверие первых лиц предприятия для корыстного выгораживания себя перед коллегами-руководителями смежных структур предприятия, сваливания на них свои недоработки и просчеты, особенно в целях ухода от корпоративного контроля, стремиться к выходу из-под управления, выстраивать собственную политику в предприятии, отличающуюся от политики руководства, предпринимать необоснованные и несогласованные попытки разрушения существующего порядка.

Бонус для тех кто прочел целиком - "Безопасности много не бывает"!

В заключение пара анекдотов в тему:

"Итальянская забастовка" отнюдь не означает, что сидеть за нее придется в Италии.

Разговаривают два директора:
- Что такое "итальянская забастовка"?
- Это когда сотрудники приходят на работу, но ничего не делают.
- Совсем, как в моей фирме. Еще обращаются друг к другу исключительно, как "синьор" и "синьора". Канальи!

Не забываем про лайки и подписки.

Русанов Сергей