Найти тему
Apteka.ru

Телемедицина в России — удобно и разумно

Оглавление

Анна Аверина о будущем лечения «по интернету»

Что мы зачастую делаем, когда чувствуем приближение болезни или когда проблемы со здоровьем застают нас врасплох? Конечно, бросаемся искать решение к главному консультанту современного человека — интернету! И чаще всего из-за обилия и разнообразия предлагаемых в Сети мнений ситуация становится еще запутаннее…

Вам скажут — все правильно, поставить диагноз может только врач при личном осмотре. Но где же, в наше спрессованное между семьей и работой время, найти эти 2–3 часа, хронически не хватающие близким и столь необходимые для строительства карьеры? Поэтому визит к врачу будет отложен до последнего, даже если болезнь упорна в своем желании вас одолеть, а подсказанные и испробованные методы лечения оказались бессильны.

Знакомый врач — лучший консультант?

Еще один кажущийся абсолютно беспроигрышным ход — «звонок другу-врачу». Тот по-приятельски сориентирует, что за недомогание обрушилось на вашу бедную голову, чем это грозит и что необходимо предпринять.

Актуальный на сегодня пример — ситуация с жарой. На улице адовое пекло, и если в офисе или квартире нет кондиционера, для кого-то это может стать причиной значительного ухудшения самочувствия. Здесь мог бы помочь звонок знакомому доктору, который спросит про цифры давления, выслушает о самочувствии и предложит действенные способы избежать теплового удара.

При этом врачу желательно находиться в доступе и иметь возможность адекватно отвечать. Ведь мы должны четко понимать, что небрежное, неуглубленное принятие решения по способам оказания помощи может оказаться катастрофическим даже в, казалось бы, незначительном бытовом недомогании.

Однако ваш доктор не всегда может взять трубку. Он такой же человек, как и остальные. Если не занят по работе, то может пойти, например, за продуктами, или в театре культурно отдохнуть, или с собственными детьми проводить время.

Иногда врач, даже и взяв трубку, не сможет включиться и грамотно ответить на вопросы. Ведь обычно эти звонки в течение суток — не разовые, принимая внимание постоянно возрастающий круг знакомств практикующего врача. Кроме того, такие телефонные услуги сопряжены с высокой эмоциональной нагрузкой для консультанта, поскольку, не обладая полной картиной проблемы, попутно, на бегу, что-то рекомендовать — весьма рискованно.

Плюс со знакомых обычно денег не берут, а всерьез работать забесплатно не каждый сочтет для себя приемлемым. А вы, может, и оплатили бы беспокойство, но вроде предлагать неудобно…

Есть альтернатива — прием врача онлайн

Сегодня с помощью современных технологий в нашу жизнь входит новое понятие — телемедицина, или удаленная медицинская консультация. Здесь неважно, как далеко друг от друга находятся врач и пациент. Важно то, что в согласованное время каждый из них уже с обоюдной неподдельной заинтересованностью выходит на связь. Целей у такой встречи может быть несколько.

Срочная консультация у дежурного врача даст возможность понять, насколько опасно недомогание — и как быстро надо добираться до врача поликлиники или уже пора вызывать «скорую помощь». В компетенцию теледоктора входит и возможность посоветовать, что сделать в том или ином случае.

Недавно мне — естественно, в выходной день — позвонили знакомые, переехавшие летом на загородную дачу. История такова: 72-летняя мама отца семейства что-то в последние дни жаловалась на одышку и боль в груди. Принимала самостоятельно сильное обезболивающее и, когда отпустит, торопилась снова полоть грядки. «Грудной хондроз меня замучил», — жаловалась она.
Вот и пришлось мне без реверансов рассказать, чем они рискуют, оставив маму на даче, и убедить вызвать «скорую помощь». К сожалению, мое заочное предположение оказалось верным. В больнице женщине поставили диагноз инфаркт миокарда и положили в реанимацию. Уже была готовность делать оперативное вмешательство, как выяснилось, что у нее еще и острая язва желудка. Думаю, это как раз нурофен, часто ею принимаемый, «поработал».
Пришлось отложить операцию на сосудах сердца и лечить язвенный процесс. А если бы была возможность связаться с врачом сразу, как только боли появились, то он бы наверняка убедил женщину немедленно обратиться за медицинской помощью.

Так что экстренная связь с врачом может быть полезна для каждого, кто готов воспользоваться удаленной медицинской консультацией.

А еще часто получается, что и обследование пройдено, и на приеме у врача побывали, но ясности это не прибавило. И так важно с этими знаниями снова обратиться к специалисту, причем желательно уже к другому, узнать «второе» мнение. Онлайн-доктор проанализирует подготовленную заранее информацию, ответит на все назревшие у вас вопросы. И вот уже вы стали обладателем уточненных знаний. Теперь можно осознанно продолжить лечение, что безусловно повысит его эффективность.

Также хороша возможность удаленного консультирования с врачом высокой квалификации, лучшим специалистом в своей области, чтобы получить его заключение для выбора пути лечения, если это необходимо.

Не менее удобно поддерживать мобильную связь со своим лечащим врачом для оценки изменений в состоянии организма и коррекции схемы лечения. Ведь для этого вовсе необязательно тратить массу времени и сил на личную встречу.

Как телемедицина регламентируется в России

Новые технологии в сфере интернета стремительно развиваются и внедряются для помощи тем, кто хотел бы связаться с врачом онлайн. Этим одновременно занимаются медики и депутаты. В апреле 2016 года внесены две версии законопроекта по вопросам применения информационно-телекоммуникационных технологий в сфере охраны здоровья граждан.

Одну версию создал Минздрав, а вторую — ИРИ (Институт развития интернета). Версия Минздрава, конечно, более осторожна, но в обоих законопроектах идет речь о признании удаленной медицинской консультации медицинской услугой. Конечно, без очного осмотра пока нельзя ставить диагноз и назначать курсовое лечение препаратами, но очень много чего можно сделать.

Мы, врачи на онлайн-консультации, дежуря в виртуальном кабинете, можем выслушать пациента, разработать для него подробный план действий. Настроить на немедленный вызов «скорой помощи», наметить и подготовить плановую консультацию с врачом узкого профиля. Можем рекомендовать план обследования — поскольку независимые лаборатории работают повсеместно и сдать нужные анализы проще, чем выбраться за направлением к врачу.

А как удобно следить за состоянием пациента, используя интернет!

После очной консультации и назначения курса лечения можно отслеживать его эффективность, встречаясь на повторном приеме в виртуальном кабинете врача. И для прохождения курса психотерапии намного удобнее встречаться пациенту с врачом в интернете, чем искать хорошего специалиста поблизости.

В онлайн-медицине нет очередей, плохих погодных условий, трудностей с транспортом. При этом врач не делает одолжение, а работает за свою нормальную оплату. Можно проконсультироваться со столькими специалистами, сколько нужно. Поэтому я как врач вижу будущее за развитием качественных и доступных телемедицинских услуг, когда связаться с врачом можно будет, как только возникла такая необходимость.

Анна Аверина специально для Apteka.RU