Найти в Дзене

Почему самолеты летают на высоте 10 км, а не 5 или 20

Оглавление

В наше время полеты на самолете стали привычным делом. Некоторые граждане в силу рабочих или других обстоятельствах регулярно пользуются авиарейсами.

Сидя в удобном кресле и рассматривая проплывающие далеко внизу пейзажи из-за облаков, пассажиры слушают отчеты командира экипажа о том, на какой высоте и с какой скоростью они летят.

Немногие задумываются, почему обычно пассажирские самолеты летают на высоте около 10 км, и почему они не совершают полеты, скажем, на высоте 5 или 20 км?

Разумеется, военные самолеты в наше время уже настолько технически модернизированы, что могут летать на высотах и до 30 км, но сейчас речь не о них.

Воздух – друг и враг самолета

-2
С одной стороны, не будь воздуха – самолет не смог бы лететь, но с другой, воздух создает определенные препятствия для полета

Конечно, летит самолет, прежде всего, потому, что находится в воздухе. В результате использования сочетания воздуха и специальной конструкции крыла получается та подъемная сила, благодаря которой самолет может подняться на большую высоту и преодолеть огромное расстояние.

В то же время за счет воздуха самолет испытывает лобовое сопротивление, превышающее его скорость. Своей обтекаемой формой самолет обязан именно мерам по преодолению такого сопротивления. Но форма – это еще не все, за счет нее победить сопротивление на 100% невозможно. Поэтому крылатая машина затрачивает еще и мощность двигателей (т.е. топливо).

Почему нельзя летать низко или высоко

-3
Разные воздушные слои имеют свои характеристики, делающие их пригодными или неудобными для полетов

Плотность воздуха на разной высоте, как известно, отличается. К поверхности Земли воздух притягивается из-за гравитации, а чем дальше от земной поверхности, тем более разреженным будет воздух. Соответственно, в слое воздуха с самой высокой плотностью, т.е. низко самолет летел бы, преодолевая слишком большое сопротивление, а это невыгодно.

-4

На большой высоте слишком разреженного воздуха не хватает, чтобы двигатели могли работать нормально. Да и подъемная сила в этом воздушном слое слишком мала, чтобы удержать судно, которому пришлось бы развивать космическую скорость для полета.

А на это способны лишь сверхзвуковые самолеты. Конечно, воздушные суда, типа «Конкорда» и Ту-144 могут пользоваться различными высотами, вплоть до 20 км. Такую возможность им дает высокая скорость, вследствие которой плотность воздуха под крыльями становится достаточной, чтобы была создана подъемная сила.

И все-таки 10 километров…

-5
Опытным путем была выявлена высота, на которой движение самолета происходит наиболее эффективно

Исходя из этого, высот в 10 тысяч метров является оптимальной, чтобы при имеющихся характеристиках современных пассажирских авиалайнеров совершать полеты. Конечно, высота в 10 км – довольно условное понятие. На самом деле реактивные пассажирские самолеты используют для полетов промежуток между 9 и 12 километрами. Этот воздушный слой разделен на специальные эшелоны, чтобы самолеты могли безопасно перемещаться и расходиться во встречных направлениях.

-6