Найти тему
дневник ролевика

"Что они рубили такими мечами?" - индийские доспехи, часть 1

Оглавление

Доспехи в Индии, по современным представлениям, начали распространяться несколько позже, чем в наиболее развитых в военном отношении странах мира. Особенно это касается металлической брони.

Расцвет индийских доспехов начинается в XVI веке, с воцарения Моголов. Только к этому моменту их производственные мощности достигают того порога, который позволяет производить стальные доспехи с более-менее приемлемой ценой. Более того: в армии Моголов броня для человека, а также для слона, становится обязательной. Падишахи штрафуют свое поместное дворянство - иктадаров - за отсутствие хотя бы одного элемента от положенного комплекта брони (шлем, корпусный панцирь, наручи, поножи).

Считается, что доходов, получаемых с жалованного земельного владения - икта - его пользователю, иктадару, должно хватать для того, чтобы полностью вооружиться и оснастить требуемое количество людей. Ну а если не хватает, значит, плохой хозяйственник...)

Защита корпуса

В Индии, в отличие от Европы, стеганый доспех не считался бросовым, достойным лишь плебеев из "пихоты" и оруженосцев бедных рыцарей. Матерчатые доспехи у индусов вполне успешно конкурировали со стальными. Известны экземпляры, украшенные очень богато - внешняя отделка бархатом и парчой, вышивка золотом...

А назывался такой доспех - чихалта. Что в переводе значит "куртка, сложенная 40 раз".

Вариант, украшенный изобилием гвоздиков-заклепок - чихалта хазар маша.

Чихалта хазар маша. XVIII век
Чихалта хазар маша. XVIII век

По сути своей это стеганка из нескольких десятков слоев хлопчатобумажной ткани, скрепленной гвоздиками, загнутыми на конце, или латунной проволокой. Внешняя отделка - как правило, парча или бархат, подкладка - шелк. Оплечья (брассары) тоже матерчатые, пристегиваются отдельно. В комплект может входить тканевый же шлем (его подобия на Руси и назывались "шапкой бумажной").

Чихалта могла носиться как сама по себе, так и усиливаться металлическими пластинами, либо кольчужными вставками. С XVI века поверх чихалты надевают стальной панцирь - чар-айна.

Примечание: поддоспешником чихалта не считалась. Поддоспешник, по индийским меркам, это значительно менее роскошная стеганая куртка кубча.

Существовал также вид матерчатых или кожаных доспехов, представляющих собой подобие не халата, а кирасы или набрюшника. Он назывался пети и выглядел как очень широкий (закрывающий живот и нижнюю часть груди) пояс из толстой кожи слона или носорога, либо тканевый, но гораздо более толстый и плотный, чем чихалта.

Тканевый шлем и кираса пети, принадлежавшие Типу-Султану. XVIII век
Тканевый шлем и кираса пети, принадлежавшие Типу-Султану. XVIII век

Чар-айна

Чар-айна переводится как "четыре зерцала". Это самый распространенный, начиная с конца XVI века, вид индийского доспеха. Он произошел от классического зерцала, популярного в Центральной Азии, на Руси и в Турции. Но индусы превратили зерцало в полноценную кирасу с хорошими защитными свойствами.

Этот тип доспеха правильнее называть индо-персидским, поскольку он был популярен в основном там, где велико было персидское влияние - во владениях Моголов, например. Но персидское влияние в Индии было так или иначе почти везде, кроме крайнего юга, так что индо-персидским именуется почти весь местный комплекс вооружения...

Чар-айна в сборе, с застежками-ремнями. Эрмитаж
Чар-айна в сборе, с застежками-ремнями. Эрмитаж

Чар-айна - стальная сборная кираса, состоящая из 4 (реже - 6) пластин: нагрудника, наспинника и двух боковых. Боковые пластины появились лишь к XVII веку, раньше воины обходились только защитой груди и спины. Соединение пластин- либо ремни, либо штифты и петли. Иногда - кольчужное полотно.

На плечах чар-айна держится кожаными или кольчужными ремнями, реже - матерчатыми.

Для индийских бронников вообще было свойственно создавать панцири из стальных пластин, расположенных вертикально. Известны панцири, в которых число пластин доходило до 16. Пластины в таких соединяются
петлями и штифтами (иногда - ремнями или кольчужным полотном). Один из штифтов вынимается, чтобы панцирь можно было раскрыть и надеть. Как правило, он расположен впереди справа. В застегнутом виде кираса из узких вертикальных пластин со штифтовым соединением будет выглядеть бочкообразно, и очертаниями немного похоже на тканевый
пети.

С появлением европейцев индусы начали ковать кирасы условно европейского образца. Условно - потому что был ряд отличий. Индийская кираса а-ля белый сахиб обычно имеет соединение на штифтах (съемный штифт находится справа). Он никогда не бывает приталенной. Края индийских кирас не отвальцованы, как у европейских: небольшие бортики у краев местных цельных кирас приклепаны. Европейцы в этом случае просто отгибали краешек металла, и все.

А кроме того, индийские кирасы часто бывали анатомическими, с рельефной грудью и иногда даже спиной. Из-за этого они похожи на античные тораксы. Правда, у индийского "торакса" по центру располагается ребро жесткости, скопированное с панциря европейского образца...

-4

Это, разумеется, далеко не весь ассортимент. Кольчужные панцири, всяческая экзотика, наручи, поножи и шлемы ждут вас в следующих частях...))

Оригинал статьи - на канале https://zen.yandex.ru/dnevnik_rolevika

Официальный паблик - https://vk.com/dnevnik_rolevika