Занимаюсь с детьми 8-13 лет занимательной математикой и помогаю в освоении школьной программы, готовлю детей к поступлению в специализированные классы с углубленным изучением математики.
В предыдущих статьях я решила обобщить свой опыт репетиторства и составить список проблем, с которыми сталкиваюсь в своей работе.
Первые статьи на эту тему можно найти по ссылкам:
1. Пропуск занятий и недостаточное закрепление материала
2. Несоответствие скорости и ритмов обучения ученика со скоростью работы в классе.
3. Особенности детской психологии.
За таким общим названием скрывается большой список самых разных проблем и их причин, с которыми ребенок не может справиться самостоятельно. Ребенок испытывает дискомфорт, чувство страха и не знает как и кого попросить о помощи. В начальной школе - это одна из основных проблем, с которыми работает репетитор.
Как помочь ребенку преодолеть свой страх, сформировавшийся на уроках в школе? Каких-то общих правил или эффективных методов пройти через барьер детских страхов не существует. Искреннее желание помочь ребенку и атмосфера открытости, доверия и взаимоуважения должны стать фундаментом контакта репетитора и ученика. На установление такого контакта нужны время и регулярные занятия. Ребенок постепенно открывается, делится своими проблемами, задает вопросы. Репетитор помогает справиться со сложностями, поддерживает ребенка и страхи уходят. Устойчивый контакт с репетитором на индивидуальных занятиях помогает ребенку стать более уверенным в себе и выстраивать эффективные коммуникации с педагогами в школе. Родители моих учеников часто в своей обратной связи сообщают мне, что у ребенка увеличилась мотивация к учебе и, как следствие, улучшились результаты, как по математике, так и по другим предметам.
4. Поиск легких путей.
Примерами таких легких путей могут служить вычисления на калькуляторе, использование решебника.
Часто эти проблемы родом из начальной школы, когда родители покупают тетради для контрольных работ и заранее решают вместе с детьми варианты контрольных работ. Дети получают хорошие оценки, родители рады... Дети быстро запоминают данный "легкий" подход к решению проблем.
Все решения заданий учебника легко доступны в интернете и дети в средних классах школы даже на уроках пытаются выходить в интернет и искать там решения вариантов контрольных и самостоятельных работ.
Репетитору на первых порах сложно мотивировать ребенка, привыкшего делать домашние задания по решебнику, трудиться самому, Даже если на самом занятии с репетитором ребенок решает сам, то между занятиями прибегает к "помощи" решебника. У репетитора не так много возможностей для стимулирования самостоятельной работы над заданиями. В основном это воспитательно-разъяснительная работа.
На своих занятиях я объясняю ребенку, что родители оплачивают занятия с репетитором , потому что хотят, чтобы ребенок получил хорошее образование и больше возможностей выбора будущей профессии. Помогают конкретные примеры из профессиональной жизни, занятий спортом, музыкой, когда ребенок может понять как работают механизмы причинно-следственной связи между вложенными усилиями и полученными результатами.
Если Вас заинтересовала эта статья, подпишитесь на мой канал, чтобы следить за новыми публикациями. Спасибо!