Найти тему
Культурная Карта

Где я? Кто? И что могу? Нешуточные вопросы Театра Сатиры

После спектакля с глубоко философским названием «Где мы?∞!...» на все эти знаки вопросов смотришь, как на повествовательные формы, с которыми уже давно всем всё понятно, даже зрителям современного телевидения, что ежедневно, ежевечерно дают себя обманывать, облапошивать, накручивать и допускают другие манипуляции, лишь бы их не трогали на любимом диване. Просто знак вопроса ― это единственный скрюченный знак, о который препинаешься, спотыкаешься и запинаешься, а бесконечность добавляет драматизма и безысходности, отчего действие на сцене становится предсказуемо алогичным. Телевидение должно удивлять. Ежечасно. Ежеминутно. Ежемгновенно. Даже если это уже за гранью морали и чести.

Такая чехарда мыслей посетила седую голову после просмотра фантасмагории Родиона Овчинникова, сочинённой специально для Театра сатиры в виде эссе, эдакого рассуждения о жизни, как сказал 80-летний Ширвиндт, «без хамства и диссидентства, ненавязчиво, но с дымом и иронией». Где мы? Этот вопрос задают главные герои спектакля, оказавшиеся волею судеб в одном месте, в одно время. В дурдоме. Один здесь работает. Другой тут живёт, т.к. раньше это был Дом ветеранов сцены. А третьему сюда дорога после фееричного шоу, что он устроил на телевидении во время прямого эфира. Спектакль о жизни и работе на телевидении. Изнанка, так сказать. Образ телеведущего собирательный, но уже то, что ведущего Олега играет Александр Олешко, а режиссёрша (Наталья Карпунина) на сцене ласково называет его Олешка, говорит о том, что ученику Александра Ширвиндта приходится отчасти играть самого себя. Это легко и трудно одновременно. Седовласый старый клоун Пётр Павлович Зарайский (сделанный по наитию образа Славы Полунина), однако, даже без очков напомнил другого телеведущего, Андрея Максимова, и даже удивительно, что Ширвиндт играл не его.

-2

Всё так и есть. Мы понимаем это, но ничего не можем с этим поделать. Хотя, многие семьи, особенно молодые, отказываются от телевизора в своих квартирах. Это их родители и бабушки с дедушками старались приобрести по ящику в каждую комнату, а у молодёжи другой взгляд на жизнь, особенно на вмешательство в личное пространство, даже если оно ― информационное.

-3

И смех, и слёзы, и любовь. Всю эту палитру чувств испытываешь, сидя в зале. Не удивительно, что одному зрителю вдруг стало плохо. Многие подумали, что это «по сценарию», кто-то даже произнёс это вслух, но на сцене действие продолжалось в своём русле, а за спиной у нас была жизнь, в ней женщина звала на помощь. Всё так: картинка в телевизоре никак не зависит от того, что происходит у вас на диване. Но любовь к артистам делает их человечнее, мы им прощаем даже то, что они будут играть до конца, даже если корабль идёт ко дну. Каждый должен заниматься своим делом. Ведущий в дорогом, как Керченский мост, костюме напрокат должен вести шоу, улыбаясь и повинуясь голосу режиссёра в собственном ухе, зритель в студии должен смотреть и хлопать, а Фёдор Добронравов в роли пьяного умельца с гармошкой может передавать привет тёще.

-4

В театре сатиры огромная сцена, как студия-трансформер на телевидении. Сегодня там снимают ток-шоу, завтра программу о здоровье, а послезавтра ― концерт к новому году. Декорации от одной сцены к другой трансформируются из больничных интерьеров, кроватей, раковин, операционных кушеток. Главврач (Юрий Нифонтов) лечит обещаниями, что всё будет хорошо. Но хорошо никак не приходит, даже к нему... В общем, если вы хотите понятного сюжета, то вам не сюда. Это театр, который решил гиперболизировать реальность:

― Мы живём в сложном веке и всё, где бы это ни происходило, на улице, на телевидении, в театре, дома или в психушке, это всё равно немножечко сумасшедший дом, ― говорит народный артист РСФСР Александр Ширвиндт в одном из интервью. ― Степень сумасшествия разная. Причины и поводы ― разные. И вот мы хотели попытаться порассуждать о том, как жить в сумасшедшем доме. Вопрос, бесконечность, восклицательный знак и многоточие ― полная неизвестность, что будет.

-5

Одно можно сказать точно, когда следующий спектакль, вы сможете узнать, если зайдёте на сайт театра. Приятного погружения пожелать не могу, просто разрешите себе принять этот спектакль. Тогда всё будет.

Анжелика ЛУКИНА, фото из архива театра сатиры
P.S. Спасибо любимому сообществу московских блогеров "Москва люблю" за возможность познакомиться с творчеством Театра Сатиры.