Сегодня будет максимально коротко и просто. Потому что просто и занудно вам расскажет Педивикия, а сложно и занудно - куча специализированных книжек. Пост скорее для тех, кто слышал слова "директ-маркетинг" или "прямой маркетинг", но не осознает, что имеет с ним дело каждый день.
Филип "Светило-и-бог-маркетинга" Котлер пишет, что первым кто успешно применил прямой маркетинг был Майкл Делл, который в 80ых продвинул свою Dell Computer за 10 лет из магазина в комнате студенческого общежития до мегакорпорации.
В чем суть прямого маркетинга?
Вкратце, в прямой коммуникации с конечным покупателем. Это точное попадание в цель.
То есть это не какая-то реклама, висящая на громааааааадном баннере на здании в центре Москвы, и не ТВ-реклама, поливающая без разбора всех - и целевую аудиторию, и нецелевую.
По сути, почти весь интернет-маркетинг в 2019 году либо уже стал прямым, либо стремится к нему. Оно и правильно: предлагать товар нужно именно тому, кто в нём заинтересован, а в идеале - сам ищет. Чем точнее попадаем своим предложением в запрос человека - тем он теплее и тем ближе успех. Плюс ко всему, не раздражаем нежелательной рекламой тех, кому наше предложение не интересно. Вот лично меня совершенно не приводит в восторг, когда я вижу рекламу рыболовных снастей или женских прокладок. Тут можно поговорить о косвенной целевой аудитории, но это мы сделаем позже в другой статье.
А сама идея в двух словах: предлагать продукт не всей стране, а конкретному Васе Иванову, которому интересен наш продукт.
Википедия и 90% статей на тему директ-маркетинга бездумно копируют текст Котлера, который он написал много лет назад, когда мир был другим. Там про почтовые каталоги, телемагазины на диване, торговых представителей под дверью, заказы почтой и т.д. Да, это верно и это база и классика, которую надо уважать, но я вам скажу проще.
Директ-маркетинг в наше время - это конкретно:
- холодные прозвоны
- email-, sms-, push-, мессенджер-рассылки
- контекстная реклама (тест на сообразительность: почему Яндекс.Директ называется Директом)
- таргетированная реклама
- любые исходящие контакты по своей тёплой клиентской базе
А какой маркетинг тогда бывает еще, кроме прямого?
Отличный вопрос. Чтобы разложить в голове по полкам, отвечаю: непрямой (он же косвенный) маркетинг - это всё остальное:
- брендовое продвижение
- массовая реклама - ТВ, радио, наружка
- макромаркетинг - о нём в отдельной статье
А что лучше?
А что лучше - пить или кушать? Что лучше - буквы или цифры?=) Прямой и непрямой маркетинг применяются и должны применяться вместе. Разумеется, в разных пропорциях. Но что лучше для конкретно вашего случая и в вашей ситуации - это нужно разбираться по месту.
Илья Прокопенко,
маркетолог, специалист по маркетинг-менеджменту.
Моя компания делает маркетинговый консалтинг: аудит и построение отделов маркетинга, обучение руководителей и собственников, обучение сотрудников, найм маркетологов, обучающие онлайн-курсы, менторство. Подробнее здесь: Felis Consult - маркетинговый консалтинг
Заказать профессиональные маркетинговые услуги, продвижение, разработку сайтов можно у моей команды: Felislead - комплексный digital-маркетинг
С каждого дочитавшего - лайк, подписка и репост в социальную сеть:) Вам - не сложно, мне - приятно! (с)