Зеленый остров на Дону входит в состав города Ростова-на-Дону, и является самым обитаемым островом на реке. Это я могу утверждать с полной ответственностью, ибо изучил карты всех островов, и нигде более не увидел так много строений.
Собственно на зеленом острове нет населенных пунктов, но здесь очень много других строений: многочисленные базы отдыха, яхт-клубы, лодочная станция, кафе и аквапарк, военные объекты, тренировочный пункт Речного училища, станция рыбнадзора и пост ВОХР ж/д моста через Дон.
Попасть на остров очень просто – с 29-й линии города (это улица такая) на остров перекинут понтонный мост. Кстати улицу не так давно привели в порядок, и теперь даже на машине проехать на остров гораздо приятнее – нет ям и ухабов. А канаву по краю дороги «упаковали» в бетонный желоб и закрыли стальной решеткой.
Однако мост есть не всегда – его убирают в конце октября, и снова наводят только в начале апреля, но это прямой и свободный доступ на этот участок суши. В несезон, то есть в холодное время года, на остров можно переправиться на лодке, на своей или нанять одну из тех, что ютятся на причале у моста.
Если кто не знает, что есть понтонный мост – это наплавное средство переправы через водные преграды, собранное из понтонов – стальных поплавков, соединяемых между собой специальными сцепками.
Но на каждом из соединяемых берегов у моста есть бетонное основание, откуда он собственно начинается, и частенько там причаливают различные плавсредства. У Зеленого там швартуются лишь рыбачьи лодки, но рядом с мостом расположены полноценные причалы грузовых судов.
В день посещения острова у нас бушевал сильный ветер – чувствовалось, как мост качается на волнах. На остров мы поехали с дочкой, на велосипедах, и ей пришлось переходить мост пешком, но я же переехал на своем «железном коне».
Остров покрыт густой сетью дорог – есть и асфальтовые, и проселочные, и даже мостовые, покрытые брусчаткой (тёсанными камнями). Первым на острове путника встречает забор территории лодочной станции, но сразу за них расположен один из памятников нашего города.
Осенью 1941 года на Зеленом острове держал оборону 230-й полк конвойных войск НКВД. В архивных документах есть такая запись: «Полк в течение семи суток вёл ожесточенные бои за о. Зеленый, куда противник направлял наиболее яростные удары. Несмотря на явное превосходство противника в силах, огневых средствах, а также выгодные условия местности, полк мужественно и упорно защищал занятый им участок обороны. Потери полка убитыми и ранеными составили более 90 процентов».
От памятника, в разные стороны, расходятся три дороги. Первая, что на запад, идет вдоль берега почти до западной стрелки острова, и проходит мимо яхт-клуба, тренировочного центра и лодочной станции. Та, что идет на юг – просто идет к небольшому пляжу на южном берегу острова. Там же расположены несколько полян на берегу Дона, где ростовчане отдыхают. Третья, что идет на восток, это полноценная асфальтовая дорога, что проходит мимо всех баз отдыха на острове. Мы поехали прямо, на юг, и вскоре выехали к маленькому пляжу, с которого открывается вид на левый берег Дона и железнодорожный мост.
Дорога к этому месту до середины острова асфальтовая, а дальше проселочная. Она идет через лес, коим и покрыта вся западная часть острова. Местами вдоль дороги попадаются участки низкорослой травы – это небольшие болота. Здесь замечательно цветут различные растения, в том числе дикие ирисы.
Ехать по этой дороге сложно – здесь кочки и ухабы, а местами виднеются остатки покрытия – камни и ломаный асфальт. Добравшись до южного берега мы отдохнули на поваленном дереве у самого берега реки, а потом отправились назад – пошли пешком.
Вышли на асфальтовую дорогу, что идет на восток, изгибаясь широким полукругом, и повернули, по направлению к многочисленным базам отдыха.
В советское время каждое крупное предприятие нашего города имело на Зеленом острове свою персональную базу отдыха – там отдыхали сотрудники и их семьи. Сейчас же почти все базы находятся в частных владениях, а некоторые просто заброшены. Пока мы ехали на восток, то проехали с десяток поворотов с различными указателями.
Пару лет назад мы с друзьями также гуляли по острову, и зашли в открытые ворота одной из баз отдыха, с название Здоровье. Тогда мне показалось, что база заброшена, но нет – она работала и тогда, и сейчас. Деревянные домики, мангалы под навесом, кирпичный домик с кухней и небольшой административный корпус. Но нас тогда привлек небольшой причал, на котором было так здорово сидеть, свесив ноги к воде, и пить горячий чай из термоса.
В общем проехали все базы отдыха, свернули с асфальта на очередной проселок, и выехали на восточную стрелку острова.
Это самое замечательное место на острове, и самое посещаемое – несколько раз приходили сюда с друзьями, но каждый раз было так много отдыхающих, что места не было. Приходилось искать альтернативные места для отдыха. Но сегодня пляж на стрелке был пуст… Лишь одинокий рыбак сидел под камышами с несколькими спиннингами.
Ветер, который я уже упоминал, был «верховым», и вода из реки ушла в Азовское море – у пляжа обнажилась широкая отмель. Разулись, прошлись босиком по песчаному дну, покрытому пучками водорослей.
Я отошел подальше от берега, метров на сто, чтобы заснять пляж целиком.
И примерно в сотне метрах от берега и начинается глубина, где волны значительно сильнее, чем на песчаной отмели.
На этом пляже мы провели довольно много времени: отдыхали, наслаждались свежим ветром и теплым песком, вдоволь побродили по колено в теплой воде, и даже перекусили слегка, но потом всё же поехали назад.
К слову сказать, на обратном пути мы слегка свернули с дороги к небольшому заливу на северном берегу острова – когда-то, когда Ростов был не таким большим как сейчас, тут располагался городской водозабор. Сейчас от этого сооружения остались только развалины бетонных цистерн, куда первоначально закачивалась вода. В целом же залив вполне себе живописен, однако ни купаться, ни отдыхать тут не хочется – трава, камыши, болотистые берега, и тучи комаров.
На Зеленый остров я вернусь еще не раз, и расскажу про его уголки, которые в этот раз посетить не удалось.
Интересно? Значит ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой канал и следите новыми статьями о моих путешествиях.