Найти в Дзене
Стальная история

«Охта» - минивэн из «восьмёрки». Его признали в Женеве, но подвели родные таможенники.

Давайте признаем, что в конце 80-х годов прошлого века, советская автомобильная промышленность была на пике своего развития. ГАЗ проектировал «Волгу» с полным приводом и климат-контролем, а в Москве мастерили АЗЛК «Истра» с мотором на рапсовом масле. Кроме того, уже полным ходом шли работы над ВАЗ-2110 и «Яузой», которая должна была сменить Москвич-2141. Трудились в своём темпе и конструкторы из института НАМИ. Одним из их крайне интересных проектов стала «Охта», о которой я и хочу рассказать в статье. Кто придумал этот автомобиль? Если быть точным, то разрабатывали минивэн не в центральном отделении исследовательского центра, а на периферии. У НАМИ был ленинградский филиал, где заправляли знаменитые конструкторы Геннадий Хаинов и Дмитрий Парфёнов. На всю страну их прославила самоделка «Лаура». В отличие от неё, «Охта» не была плодом свободного творчества двух уникумов. На неё пришёл довольно чёткий заказ с верхов партии. Цель заключалась в создании автомобиля, который бы смог на

Давайте признаем, что в конце 80-х годов прошлого века, советская автомобильная промышленность была на пике своего развития. ГАЗ проектировал «Волгу» с полным приводом и климат-контролем, а в Москве мастерили АЗЛК «Истра» с мотором на рапсовом масле.

Кроме того, уже полным ходом шли работы над ВАЗ-2110 и «Яузой», которая должна была сменить Москвич-2141. Трудились в своём темпе и конструкторы из института НАМИ.

Иллюстрация solar-media.ru  (Яуза, которая должна была сменить 41-й Москвич)
Иллюстрация solar-media.ru (Яуза, которая должна была сменить 41-й Москвич)

Одним из их крайне интересных проектов стала «Охта», о которой я и хочу рассказать в статье.

Кто придумал этот автомобиль?

Если быть точным, то разрабатывали минивэн не в центральном отделении исследовательского центра, а на периферии. У НАМИ был ленинградский филиал, где заправляли знаменитые конструкторы Геннадий Хаинов и Дмитрий Парфёнов. На всю страну их прославила самоделка «Лаура».

Иллюстрация ru.sputnik.md
Иллюстрация ru.sputnik.md

В отличие от неё, «Охта» не была плодом свободного творчества двух уникумов. На неё пришёл довольно чёткий заказ с верхов партии. Цель заключалась в создании автомобиля, который бы смог на равных конкурировать с иномарками.

Что у них в итоге получилось?

Большое количество узлов взяли от одной из самых свежих советских машин того времени – ВАЗ-21083. Несмотря на скромные габариты, которые не сильно превышают размеры «Спутника», у Парфёнова и Хаинова получился настоящий минивэн на 7 мест.

Иллюстрация de.sputniknews.com
Иллюстрация de.sputniknews.com

Чтобы отточить линии кузова и максимально снизить коэффициент лобового сопротивления, они «продували» машину в аэродинамической трубе местного политехнического института.

Передние кресла в салоне могли разворачиваться на 180 градусов, а остальные легко трансформировались в рабочий стол или зону для отдыха. Стёкла могли опускаться лишь наполовину, но при этом вообще отсутствовали стандартные зеркала заднего вида.

Иллюстрация 5koleso.ru
Иллюстрация 5koleso.ru

Но согласитесь, больше всего удивляет электронная приборная панель. Ещё одной интересной задумкой является решение установить фары в передний бампер. По моде тех лет, основу машины составляла металлическая рама, на которую надели пластиковые панели.

Как сложилась судьба «Охты»?

Прототип был изготовлен в 1987 году. Вместе со своими создателями он отправился на выставку в Женеву, где собрал сразу несколько призов и наград от жюри. А вот на обратном пути случилась трагикомичная ситуация.

Иллюстрация yandex.ru
Иллюстрация yandex.ru

Советские таможенники потребовали пошлину за ввоз, которую почему-то никто не заплатил и машина несколько лет проторчала на складе, где её умудрились разбить, а так же растащили некоторые детали.

Автомобиль вернули владельцам, но в плачевном состоянии, да и сама страна к тому времени распалась. Доводить его до ума не было ни желания, ни денег.

Иллюстрация 5koleso.ru
Иллюстрация 5koleso.ru

Советую посмотреть:

Внедорожник Москвич-2150 – он мог заменить нам «Ниву», и похож на Toyota Land Cruiser.

ИЖ-14 – джип, на котором мы могли бы ездить вместо "Нивы".

ВАЗ 1121 – современная «Ока-2», которую хотели выпускать с 2006 года.

АЗЛК «Тонник» - микроавтобус из Москвича-2141, которые хотели выпускать в Словакии и Саратове.

Стальная история - это новый канал про автомобили прошлого. Ищу самые интересные факты про машины былых времён, и рассказываю их здесь!