Найти тему

«Шок! Это возмутительно!! Хрен в квадрате!!!»

Дорогие читатели, прошу немного вашего внимания! А ещё прошу великодушно простить меня за такое фривольное название этой статьи, но я искренне считаю, что психологические статьи должны быть и полезными, и привлекательными. Уверен, что название Вас и привлекло. Именно привлекательности, а точнее, "завлекательности" эта статья и посвящена.

Но вначале у меня к Вам несколько вопросов:

? Если честно, то почему Вы зашли на страницу с этой статьёй? Вам стало интересно, что скрывается за этим непонятным названием, причём тут хрен и почему это возмутительно?) Если "да", то с вопросом "почему" мы разобрались. Осознанность - это здорово, правда!)

?? Вот ещё какой вопрос: "А для чего Вы зашли?" Чтобы что? Не задумывались?) Тогда я начну ответ, а Вы его закончите: "Чтобы удовлетворить свой инте..." Или нет? (Свои отличающиеся от моих ответы Вы можете написать в комментариях к этой статье).

В общем, есть у меня некоторая гипотеза, которую мы каждый день по многу раз доказываем: "Наш интерес - ценность, которую мы безрассудно раздаём всем, кто этот интерес из нас "выжимает".

Постараюсь пояснить.

Есть люди, чья деятельность связана с физическим трудом - строители, пожарные, землекопы, грузчики и многие другие уважаемые профессии. Они сильно устают на своей работе, так как за день теряют большое количество энергии (в тепловой энергии это около 3000 ккал.), и потому их усталость понятна и очевидна.

Однако, есть и люди других профессий - водители маршрутных автобусов, сотрудники охраны у видеомониторов, дежурные у эскалатора метрополитена, которые, оказывается, тоже вполне себе устают. И их усталось иногда бывает больше, чем у рядового грузчика обычного продуктового магазина. Почему так происходит?

Создать карусель             Добавьте описание
Создать карусель Добавьте описание

Оказывается, наше внимание связано с нашей энергией. И чем больше внимания мы задействуем, тем больше энергии расходуется. Как большое количество включенных приложений в мобильном телефоне "садит" его аккумулятор, так и неправильное "расбрасывание" своего внимания приводит к «сенсорному утомлению» и энергетическому истощению человека. 

Для того, чтобы наши действия были эффективными, мы должны быть "сконцентрированы", а вернее, наше внимание должно быть сосредоточенным (находиться в "одной точке"). Если этого сосредоточения не происходит, то наше внимание рассеивается, и мы начинаем напоминать "рассеянного с улицы Бассейной". Фраза: "Кто везде - то нигде" как раз об этом.

Но это так, теоретическое введение в статью.

Создать карусель             Добавьте описание
Создать карусель Добавьте описание

Основная проблема здесь в том, что в настоящее время современному человеку сложно удерживать своё внимание самому, так как оно откликается на любой позыв любого постороннего СМИ, рекламы, человека или мысли. Подобно собаке, которая убегает от хозяина к любому прохожему. протянувшему ей кусок колбасы, наш интерес "бегает" по заголовкам сайтов-поисковиков, новостной ленте социальных сетей, откликаясь на любое "Возмутительно!", "Скандал!", "Шок!". 

Казалось бы, развлекается человек, смотрит то-другое, что в этом плохого? А плохо здесь то, что наш энергетический ресурс ограничен, наше внимание заканчивается, интерес, потраченный на картинки-фоточки пропадает, и его не остаётся на действительно важные дела: занятия с детьми, выслушивание жён мужьями, инструктирование мужей жёнами, разговоры с друзьями и прочими близкими нам людьми.

И если общение вживую, когда своё внимание мы дарим друг другу, увеличивает нашу энергичность, то внимание, "отданное" телевизору или планшету, восстановить бывает не так просто.

Создать карусель             Добавьте описание
Создать карусель Добавьте описание

И поэтому давайте обозначим те "зацепочки", которые заставляют нас отвлекать своё внимание на не заслуживающие этого объекты.

  • Непонятное, но многообещающее название: "Шок! От нас скрывали...", "Никто не ожидал такого от...", "Все вздрогнули, узнав это..." и тому подобное. В нашем случае в название было вставлена фраза "Это возмутительно".

2. Запрет, который так и хочется нарушить: "Не открывать!", "Только для совершеннолетних" и т.д. В нашем случае это картинка рядом со статьёй с указанием 18+.

3. Двусмысленная пошловатость названия: "Все мужчины хотят этого..." и т.п.

4. Адресность заголовка, направленная на Вас: "Что ждёт скорпионов в этом месяце" (и откуда, казалось бы, они узнали что Вы - именно "скорпион" по знаку зодиака) и т.п. В нашем случае было указано "статья для избранных".

Эти зацепки "будоражат" рецепторы нашего интереса, и мы, предвкушая что-то вкусно-интересное отдаём свою энергию любопытства, получая взамен не всегда качественную информацию. Да, мы получаем удовлетворённость, но всегда ли? И что происходит тогда, когда мы не получаем желаемого?

Да и кому вдруг вообще понадобилось наше внимание? 

Объяснение материально-физическое: "зазывателю" нужны "заходы", посещаемость, трафик, да и просто время, проведённое Вами на их "площадке"

Объяснение социально-психологическое: акцентирование внимания на "жёлтых" статьях, скандально-неправдоподобной информации отвлекает человека от его критичных мыслей о том, как он живёт, устраивает ли его всё это, насколько он удовлетворён жизнью в целом. В общем, время тратится не на поиск ответов на свои экзистенциальные вопросы, а на удовлетворение не всегда духовного интереса.

Объяснение метафизично-энергетическое: внимание большого числа людей к одному явлению влечёт большой приток ресурсов для этого объекта в ущерб людям, этим вниманием поделившимся. По этому принципу возникает эффект "энергетического вампиризма", который проявляется в том, что "донор" отдаёт "вампиру" своё внимание почти постоянно, в результате чего опустошается сам. Смартфон вытягивают наше внимание, потому мы и не можем его выключить, валяясь в постели с ним в руках до середины ночи. Ведь что может быть важнее в полвторого ночи, чем, к примеру, причины войны в Корее 1950-1953 годов. Повторюсь, если мы своим вниманием отзываемся на всё, то интерес из нас начинают "вытягивать", как бы паранояльно это не звучало.

Есть одно незыблимое правило: "На что направлено наше внимание, туда и "льётся наша энергия". Если мы обращаем наше внимание на негативное, то оно и взращивается, ведь эмоция осуждения - это тоже эмоция со своим энергетическим зарядом.

Ваше внимание - это ваша ценность, ваш ресурс и ваше богатство. Потому люди порядочные при необходимости внимания просят и за него благодарят.

Ваша энергичность - не просто красивая аллегория, это действительно ресурс, не всегда легко восстановимый. Поэтому, не отдавайте свой внимание просто так мошенникам, обещающим, пусть даже и только в названиях, что-то нужное Вам. Направляйте его на значимое, управляйте за своим "поливальничком" и "лейте" свой интерес на действительно стОящие вещи, ведь объём вашего "поливальника" небезграничен.

Создать карусель             Добавьте описание
Создать карусель Добавьте описание

Благодарю Вас за то количество вашего драгоценного внимания к этой, надеюсь, полезной статье, которое Вы ей уделили! Её целью являлось всего лишь обратить ваше внимание на то, куда Вы ваше внимание обращаете. 

А вот, кстати, и обещанный "хрен в квадрате" ради которого Вы эту страницу и открывали. Вы ведь это себе так представляли?))

Создать карусель             Добавьте описание
Создать карусель Добавьте описание

Желаю Вам энергичности, здорового чувства юмора и, конечно же, разумности выбора объектов вашего внимания!

Артём Скобёлкин, кризисный психолог, психотерапевт.