Есть два варианта картины Фирса Журавлева «Перед венчанием». За первый вариант автор получил звание академика Императорской Академии художеств.
На первый взгляд картины отличаются только комнатами и количеством людей, но на самом деле вместе с ними меняется и статус невесты. Давайте разберем оба варианта картины. Обратите внимание, на то, как нарисованы родители невесты. По их поведению и видно как они относятся к дочери.
Это первый вариант (около 1874 года):
Здесь только невеста, ее отец и мать, заглядывающая в дверь. Здесь невеста – любимая дочь.
Итак, мы видим кабинет отца. Это уютная комната, в которую пришла любимая дочь к любимому папеньке за благословением. Скорее всего, она все детство прибегала к нему сюда. На письменном столе лежат бумаги, стоят свечи и лампа, он действительно здесь работает. Но сейчас отец расстроен и растерян, он не знает, что делать. Дочь пришла в кабинет отца за благословением перед свадьбой, а сама разрыдалась. Отец отдает замуж любимую дочь, но она не хочет этого брака. Он в растерянности, он сделал все правильно, и жених хороший, и приданное хорошее собрано – всё для нее. Радоваться должна, а она в слезах. Может и хотел бы папенька сейчас все отменить, но нельзя – позор семье, и замуж тогда уже никто не возьмет любимую дочку.
В приоткрытую дверь заглядывает мать. В одной руке платочек, а другая приложена к щеке – переживает за дочь. Обратите внимание, ее наряд сложно разобрать, но видно, что одета она не торжественно, а довольно просто и скорее по- домашнему.
Чуть позже картина была переписана, и мы получили второй вариант (1874 год), где на заднем плане появляются родственники:
Во втором варианте, мы видим другую комнату. Возможно, это гостиная. В любом случае это уже не кабинет отца, а парадная зала. И вся картина более торжественная и помпезная.
Для девушки сделали всё: ее вырастили, вывозили в свет, дали приданое и как только посватали – дали согласие. Чувства невесты, родителей особо не волнуют. Считается, что она должна быть благодарной, а слезы воспринимаются как глупость и неуважение к родителям.
Папенька с иконой в руке и недовольным выражением на лице ждет, когда дочь наплачется, чтобы ее благословить. Он не растерян, он недоволен.
Маменька с торжественным видом держит каравай. И тоже ждет. В отличие от первой маменьки эта оделась торжественно. Кружевной воротник, шелковое платье, дорогая брошь – все говорит о том, что это не семейный праздник, а нечто большее. Для нее это выход в свет. И потом, вся эта помпезность еще припомнится дочке, если та решит жаловаться или плакаться на жизнь. Мы, мол, для тебя все сделали (и перечислят, и свадьбу особо вспомнят), ты должна быть благодарна…
Сочувствие? Нет! Им здесь даже и не пахнет.
Сопереживание? Нет! Его здесь тоже нет.
Она любимая дочь? Нет! На любимую дочь так не смотрят, и так себя с ней не ведут.
Это просто дочь, которая есть, и, исполняя свой родительский долг, родители ее пристраивают. Как говорится «с глаз долой…»
Присутствовать при благословении невесты, для пущей важности, пригласили родственников. Пожилую женщину в голубом платье и молодую семейную пару с ребенком. Карапуз просто чудо, так и хочется его чем-нибудь угостить.
Женщина довольно спокойна. Она такое уже видела и, возможно, не раз, и невеста не вызывает у нее ни сочувствия, ни жалости. Скорее всего, это сваха. Молодая пара немного в шоке (у них видно все было не так). Женщина вцепилась в руку мужчины, как будто ищет у него поддержки и опоры.
Похоже, слезы невесты портят родителям весь момент. Предполагалось, что ее в присутствие родственников торжественно благословят, и все будет прилично и чинно. И никто не сможет сказать, что они для своей дочери ничего не сделали. Все сделано - как положено.
Обратите внимание, на количество икон в обеих комнатах. Они говорят о том, что семья очень набожная. В такой семье ценят устои и заведенный порядок, здесь растят детей в уважении и послушании.
И все, что может сделать невеста - это только поплакать, т.к. всё уже решено.