на первом курсе университета я писала реферат на тему феминизма и места женщины в истории искусства. много воды утекло с тех пор, и мое мнение по этому вопросу кардинально поменялось и дополнилось. почему-то я изучила вопрос только со стороны присутствия женщины в мире искусства в качестве художницы, творца. задавалась вопросом, почему мы знаем так мало художниц, и как обстоят дела с инклюзивностью женщины в этой среде.
но я проигнорировала иное положение женщины - статус музы, и то, к чему обращён взгляд зрителя.
для начала вспомните, сколько картин с одетыми женщинами вы знаете ? а с обнаженными ? ответ на второй вопрос придёт быстрее. думаю, все замечали, что обнаженный женский образ был основным и часто повторяющимся сюжетом в европейской живописи. в начале женщину изображали в тандеме с мужчиной, например, традиция изображения обнаженных адама и евы ( или же богоматери и христа, но у иконописи другие трактовки ). принято было акцентировать внимание на том, что женщина обвиняется в содеянном грехе и наказывается доминированием мужчины, в отношении женщины мужчина становился представителем божественного.
затем когда живопись стала более светской, обнаженная натура стала показываться в рамках иных тем. но все эти сюжеты объединяет взгляд женщины, с которым она смотрит на зрителя. она уже не стесняется, она знает, что на неё смотрят, и поэтому она обнажена. иногда она смотрится в зеркало, при этом становясь ещё одним зрителем самой себя. женщины на картинах добровольно позволяют созерцать их наготу, нагота в этом случае выступает знаком подчинения чувствам и желания мужчины, но мужчины не из картинного пространства, а из реальной жизни - владельца или заказчика картины. исключением из этого правила можно назвать «олимпию» мане, у него женщина обнажена, но она делает это с вызовом и не для зрителя, а потому лишь, что исполняет свою древнюю работу.
благодаря такому порядку вещей, а именно тому, что традиционно художниками и владельцами картин обычно были мужчины, в обществе выработалось отношение к женщине, как объекту. такое неравноправие привело к тому, что даже в наше время многие женщины обходятся с собой так, как с ними обходятся мужчины. они, подобно мужчинам, наблюдают и пытаются вырастить в себе женственность. стоит сказать, что в женственности как таковой нет ничего плохого, если она существует независимо от наличия мужчины в жизни женщины.
⠀
сегодня эти установки и восприятие женщины как объекта зрелища продолжает навязываться при помощи современного искусства, сми, рекламы и прочего ( рекламу евросети ведь все помнят ? ). и мне кажется, что лучшее, что мы можем сделать, это перестать эксплуатировать эту традицию. разумеется, изображение женщины никогда не будет визуально таким же, как и мужчины. но мы можем научиться воспринимать их наготу, как равноценную. можем тщательно подходить к использованию обнаженной натуры и не использовать ее, как фактор привлечения внимания, только потому что «голые женщины нужны всегда», как мне недавно сказали.
⠀
думаю, вот, что ещё можно с этим сделать, а какие у вас мысли ?