Найти тему
Дмитрий Марютин

Может ли светильник сам себя освещать?

Приведем отрывок из книги бонского учителя дзогчен Тендзина Вангьяла Ринпоче «Чудеса естественного ума». В нем идет речь о том, что изначальное состояние постигает само себя благодаря собственной осознанности. Подобно тому как светильник освещает самое себя.

«Сын — это беспрепятственная самоосознанность изначального состояния, свободная от понятий самопознающая мудрость, которая запредельна мышлению. Но если мы говорим, что понимание состояния запредельно мышлению, то кто же постигает это состояние? Само состояние постигает себя. Например, масляный светильник (или же в современном контексте можно использовать как пример электрическую лампочку) освещает не только окружающее, но и самое себя. Так и состояние постигает самое себя благодаря собственной неотъемлемой осознанности. Это именно самопостижение, поскольку естественное состояние — не пустота или осознанность, а нераздельность пустоты и осознанности, матери и сына, ма и бу, поэтому осознанность постигает пустоту. Или, правильнее, поскольку они нераздельны, то пустота есть осознанность, а осознанность есть пустота — пустота постигает самое себя благодаря собственной осознанности. Пустоту нельзя постичь рассудком, рассудочное мышление может понять только мысленный образ пустоты. Такой метод используется в Сутре, чтобы на начальном этапе дать понимание пустой природы абсолютной реальности. В Дзогчене же ее следует воспринять непосредственно и мгновенно постичь с помощью ригпа.»

А вот что мы читаем в 9 главе «Бодхичарья-аватары», посвященной парамите мудрости, в строфах касающихся полемики с читтаматринами:

17. Если ум — иллюзия,

Что же тогда и чем воспринимается?

Покровитель Мира сказал:

Ум не может узреть ум.

18. Подобно тому, как лезвие меча не может отсечь само себя,

Так и ум [не видит себя].

«Ум освещает самого себя,

Как пламя светильника».

19. Пламя не освещает самое себя,

Ибо темнота не может его скрыть! 229

«Синева синего предмета, в отличие от кристалла,

[помещенного на синее],

Не зависит от чего-либо еще.

Смотрим примечание 229

229. Kunzang Pelden, p. 327–328, так комментирует эти строки: «Почему, возражают читтаматрины, ум не способен к самопознанию? В конце концов, он ничем не отличается от пламени [светильника], проливающего свет на горшки и другие предметы и одновременно в полной мере освещающего самое себя без опоры на какой-либо внешний источник света. Однако фраза “светильник сам себя освещает” – не более чем обиходное выражение. Строго говоря, оно не соответствует действительности. Пламя не нуждается в освещении, ведь, поскольку в пламени нет тьмы, что в нем тогда освещать? Если бы можно было осветить то, в чем нет тьмы, то можно было сделать абсурдный вывод, что пламя может осветить даже Солнце и Луну! Далее, если пламя само себя освещает, то эту логику можно распространить и на тьму и сказать mutatis mutandis, что тьма саму себя скрывает. В этом случае если какой-либо объект,например горшок, поместить в темноту, то темнота не будет видна, а горшок – будет!»

Итак, позиция читтаматы близка воззрению дзогчена. В обоих случаях сознание способно само себя сознавать. Мадхьямики на это возражают - Ум не может узреть ум. Подобно тому, как лезвие меча не может отсечь само себя. На что читтаматрины отвечают - Ум освещает самого себя, как пламя светильника. И тут мадхьямики выдают - Пламя не освещает самое себя, ибо темнота не может его скрыть! Из примечания мы понимаем что пламя не нуждается в освещении, ведь, поскольку в пламени нет тьмы, то нечего в нем тогда и освещать.

Теперь приведем наш диалог с мадхьямиком:

- А пламя имеет части?
- Безусловно.
- Верх, низ, правое, левое, перед, зад.
- Так и есть.
- Центр, периферия.
- Несомненно.
- Также оно неоднородно по цвету, не так ли?
- Так.
- А часть отдельна от других частей?
- Кажется отделена.
- И каждая часть излучает свет в разные стороны?
- Излучает.
- И освещает другие части пламени.
- Похоже что так.
- Значит пламя таки может себя освещать?
- Выходит что может.

Свет излучается не с границы пламени, но из всех его частей. Потоки фотонов каждой части пламени проходят сквозь прочие части, не спрашивая нуждаются ли они в этом или нет. Свет, исходящий из центра пламени, пронизывает все пламя. А раз он проходит сквозь пламя значит он его освещает.

Итак, и без этой войны метафор, и всяких софистических выкрутасов мадхьямиков, и так ясно, что сознание способно к самосознанию. Дзогчен и читтаматра победили!

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц