23,4K подписчиков

О патриархальных семейных взаимоотношениях в традиционных боевых искусствах

1,1K прочитали

   一日为师,终生为父 yī rì wèi shī, zhǒng shēng wèi fù Кто был мне учителем один день, становится отцом на всю жизнь.

一日为师,终生为父
yī rì wèi shī, zhǒng shēng wèi fù
Кто был мне учителем один день, становится отцом на всю жизнь.
师父领进门修行在自身
shī fu lǐng jìn mén xiū xíng zài zì shēn
Учитель только подводит к двери, ученик проходит через неё сам.

Один из подписчиков задал довольно непростой вопрос. Он недавно вернулся из КНР, где надеялся успешно пройти ритуал байши.

Упрощенно говоря, это переход из учеников внешних врат во внутренние. К ним уже совсем другой подход и отношение. И учат как членов своего клана, как родню по крови. Эта процедура зародилась в глубине веков как неотъемлемая часть патриархального образа жизни, и была вызвана суровой необходимостью. Так обеспечивали выживание рода в веках несмотря на множественные невзгоды и беды жизни в Старом Китае. Но сейчас нет особой необходимости в этом, и многие китайские учителя учат и хорошо, и не скрывая никаких секретов, как это было принято в прежние времена.

Но есть те, что придерживаются прежней патриархальной системы. И мой собеседник планировал в эту поездку пройти этот ритуал байши (拜师 bàishī), чтобы наконец-то стать законным учеником (徒弟 túdì) своего Учителя (师父 shīfu). Однако китайцы взяли и продинамили мероприятие, формально не отказывая и не объясняя ничего. Вот он и решил поинтересоваться у меня, что собственно произошло и почему так.

Увы, тут сложно разобраться, не присутствуя при этих событиях. Может быть дело в деньгах, а может наоборот ничего особенного не произошло, и всё получится в другой раз.

Но попробую разобрать причины отказа, идущие из традиционных семейных устоев. Существуют так называемые десять запретов (十戒shíjiè), в школах боевых искусств они тесно связаны с морально-этическими нормами, с нравственным воспитанием ученика и стремлением не обучать недостойного. Например:

1. Не пить;
2. Избегать женщин;
3. Перестать быть не устойчивым в изучении;
4. Перестать
обеспечивать себе временное спокойствие, отдыхать, пока учителя нет;
5. Избегать торопливости и стремления достичь результата быстро;
6. Не ставить рамки своих результатов;
7. Не быть хвастливым, гордым;
8. Не пытаться прославиться;
9. Избегать простого обучения других людей;
10. Избегать равняться силой с другими.

Это тесно пересекается с этическими нормами религиозных учений, например, даосизма:

Не убивай, но всегда будь внимателен к живым существам.
Сторонись похоти и не допускай распущенности в мыслях.
Не кради и не принимай нечестно нажитого.
Не обманывай других и не путай добро со злом.
Будь трезв и всегда думай о чистоте в поведении.
Будь в согласии со своими предками и не позорь свой род.
Если видишь, что кто-то делает добро, помогай ему с радостью и удовольствием.
Если видишь, что кому-то не везет, помогай ему с достоинством обрести удачу.
Если кто-то навредил тебе, не думай о мести.
Пока все не достигнут Дао, не думай, что сам сможешь достичь.

Что касается ритуала байши, то тут есть интересные моменты. В отличие от вышеупомянутых нравственно-этических правил, здесь всё гораздо прозаичнее и практичнее: первоначальная цель избежать кровосмешения и склонности к пороку.

Что касается его возникновения в среде ушу, то есть интересная точка зрения. В годы династии Цин создавались многочисленные тайные общества, ставящие целью Свергнуть Цин и восстановить Мин (反清复明 fǎnqīng fùmíng).

Наши современники поясняют, как выглядела татуировка с этим лозунгом
Наши современники поясняют, как выглядела татуировка с этим лозунгом

Эти общества скопировали патриархальную систему для своего устройства, а в 1898 -1901 годах прошло восстание ихэтуаней (义和团运动 yìhétuán yùndòng), где они тесно взаимодействовали со школами боевых искусств, так как эти дружины справедливости и спокойствия привлекли множество низовых народных масс к занятиям ушу, в любом месте основывая кулачные круги-алтари (拳坛 quántán), где тренировались и обучали боевым искусствам. И через этот симбиоз ритуал приема в тайные общества перешел в школы кулачных искусств. Мне же эта гипотеза представляется несколько надуманной, ибо школы кулачного искусства сами изначально возникали в этой самой патриархальной среде, в этих кланах и семьях, где точно также могли перенять этот подход. Но, всё не так важно.

Вернемся лучше к запретам, из-за которых вам могли отказать в байши.

Самое распространенное правило:

Вы не можете быть учеником двух учителей, даже после смерти своего учителя, как не можете быть сыном двух отцов.

Однако сейчас, да и раньше, достаточно много примеров противоположного плана. У меня есть достаточно много знакомых, что проходили сей ритуал у разных учителей, однако в прежние времена разделяли обучаться искусству и проходить байши:

Есть три категории людей, которым нельзя передавать искусство.
Не порядочный – не передавай;
Сердце не искреннее – не передавай;
Врагу – не передавай.
Если у того, кому не передают, семья пострадала от учителя, тем передавать.

И есть еще важный момент:

Отказавшийся от учителя недостоин его.

Это довольно скользкий момент, когда китайские товарищи могут вам неявно намекать на необходимость байши, но вы этих намеков в рамках культурного различия или по каким-то иным причинам не заметили. И если позднее вы сами решитесь пройти этот ритуал, с вами вполне может произойти вышеизложенная история, как и с моим собеседником.

"Восток - дело тонкое", как говорил тов. Сухов.