❗️❗️❗️ Мой ютуб канал о психологии (теперь вся активность там)
🎥YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCX_az8TO9TbxRAZKr8KwMUg
B наше время не стали бы проводить по этическим соображениям. По этому эксперименту даже были сняты несколько художественных и документальных фильмов.
В этой же статье, я напомню как это было и объясню, какую роль этот эксперимент сыграл в понимании некоторых психологических процессов. Это исследование должно было продлиться две недели, но его пришлось закрыть всего через 6 дней!
Используемая литература: Feliu, J., Lajeunesse, S. (2007). Influencia, conformidad y obediencia. Las paradojas del individuo social. Barcelona: UOC Universitat Oberta de Catalunya
Подробности об эксперименте - тут.
Зачем нужен был этот эксперимент
Всё началось с того, что психолог Филип Зимбардо вместе с командой коллег решил изучить феномен деиндивидуализации, а проще говоря, выяснить как и почему человек "теряет своё лицо"/"перестаёт быть собой".
"Пораскинув мозгами", исследователи пришли к выводу, что для таких целей условия тюрьмы буду как нельзя более подходящими. И действительно, поведение как тюремщиков, так и заключённых настолько нормированно, что попросту не оставляет никаких возможностей для проявления себя, выходящего за пределы заданной роли.
Сказано – сделано. Из подвала психологического факультета университета Стэнфорда соорудили импровизированную тюрьму, и набрали добровольцев из студентов, желающих подработать на каникулах (платили 15$ в сутки, что для студента из 1971 года было не так уж плохо). Некоторые подробности организации эксперимента представлены на рисунке ниже:
О ходе эксперимента
Уже на второй день эксперимента случился мятеж, удививший всех участников: заключённые срывали с себя импровизированные шапки, номера и заблокировали двери в камеры.
Тюремщики восприняли такое поведение на полном серьёзе: ворвались в камеры с огнетушителями, раздели заключённых до гола, и начали запугивать, попутно понося самыми отборными словечками. Лидеров сопротивления посадили в отдельную маленькую камеру -"отстойник".
С этого момента мятежи, акты неповиновения и последующие наказания, с каждым разом становившиеся всё более жестокими и унизительными стали появляться с регулярностью.
Дошло до того, что "заключенные" реально стали себя вести как заключенные даже в отсутствии тюремщиков! К примеру, 90% тем разговоров стали касаться возможности побега, жалоб на еду, тактиках общения с тюремщиками и т. д.
Вся степень размытости границ игры и реальности стала явной, когда родители одного из заключённых, после дня визитов, объявили, что будут привлекать адвоката для вызволения своего сына.
А что бы вы, уважаемые читатели, оценили динамику изменения личности одного прилежного и воспитанного (изначально) студента, я приведу выдержки из его дневника (мой вольный перевод):
Остановка эксперимента
Как можете судить сами, эксперимент полностью вышел из-под контроля. Изначально, то, что должно было быть невинным исследованием, выявляющим незначительные изменения в поведении и настроении участников, превратилось в серию брутальных и варварских актов со стороны тюремщиков и в состояние полной апатии и депрессии со стороны заключенных.
Все участники перестали разделять с чёткостью, где заканчивается игра, а где начинается реальная жизнь. Эксперимент решено было прекратить.
Этот эксперимент показал какую власть может иметь ситуация и контекст, над нашим поведением. Исследование выявило не столько процесс деиндивилуализации, сколько то, как изменение социальных норм поведения влияет на проявления нашей личности, а в более долгосрочной перспективе и на её формирование.
И полностью противостоять этому влиянию не способен никто из нас. Однако, осведомлён – значит вооружён, не так ли? 😉
Постараемся же оставаться лучшими версиями самих себя при любых обстоятельствах!