Быть или не быть, вот в чём вопрос.
Достойно ль Смиряться под ударами судьбы,
Иль надо оказать сопротивленье
И в смертной схватке с целым морем бед
Покончить с ними? Умереть. Забыться.
И знать, что этим обрываешь цепь
Сердечных мук и тысячи лишений,
Присущих телу. Это ли не цель
Желанная? Скончаться. Сном забыться.
Уснуть... и видеть сны? Вот и ответ.
Какие сны в том смертном сне приснятся,
Когда покров земного чувства снят?
Вот в чём разгадка. Вот что удлиняет
Несчастьям нашим жизнь на столько лет.
А то кто снёс бы униженья века,
Неправду угнетателей, вельмож
Заносчивость, отринутое чувство,
Нескорый суд и более всего
Насмешки недостойных над достойным…
Слова, которые повторяются всю жизнь. Что бы с тобой не произошло – они коснутся твоего события. Попробуй! И найдешь ответ.
Ответ о том, что пора написать роман. Пастернак искал его без малого 30 лет. Безусловно знал, как его встретят в Советском Союзе, и чем вообще ему грозят последствия. Но не написать не мог.
В 27 лет Пастернак встретил Октябрьскую революцию.
Она постучала в разные двери, и до всех достучалась. Тогда она и намекнула Пастернаку: пиши роман. И он бы начал, но замысел рос как на дрожжах, и становился по масштабу грандиозен. А как иначе, когда тема одна: глобальная катастрофа общества. И он начнет, но лишь в сорок пятом. Бабель начал сразу, но сгорел в тисках НКВД.
Пастернак писал свой роман около 10 лет. Непредвиденные остановки сбивали, но и давали новый стимул. А еще волнительные чтения первых глав в знакомых домах, уже следующей осенью после начала, в сорок шестом. А через шесть лет, причем тоже осенью, Пастернака с тяжелым инфарктом миокарда отвезут в Боткинскую больницу.
С ним рядом будут его любимые женщины, но не будет любимого романа.
Отдельные листки на тумбочке для лекарств не в счет.
Он выкарабкается, чтобы встретиться с ним, и все-таки дописать его. Жить Пастернаку останется всего 5 лет.
«По наполнению, по ясности, по поглощенности любимой работой жизнь последних лет почти сплошной праздник души для меня. Я более чем доволен ею, я ею счастлив, и роман есть выход и выражение этого счастья», — пишет Пастернак в 1955 году.
Позади бессонные ночи, бесчисленное множество переписанных строк, и не дающие покоя хитросплетения человеческих судеб. Даже с названием своего детища он долго не сможет определиться («Смерти не будет», «Свеча горела», «Иннокентий Дудоров», «Мальчики и девочки»).
«Доктор Живаго» - это название станет окончательной версией, ибо будет означать смысл сопоставления главного героя с милосердным и всепрощающим Христом – «Ты есть сын Бога живаго». Живаго - старославянская форма прилагательного «живой», а живой, потому что пожертвовавал собой и воскрес среди обломков крушения империи.
…Как он написал о человеке в революции? Как никто.
Доктор Живаго тонет без спасательного круга в океане. Показать эту судьбу обычного интеллигента можно, но при одном условии – на его месте представляя себя, и на минутку становясь интеллигентом.
Роман начинается с детства героя, а с ним автору так не хочется расставаться... И будто затягивает процесс взросления... И герой его не подведет - не предаст того детского чистого восприятия жизни, какое у него было в детстве, и не предаст читателя в его ожиданиях.
Роман изобилует все новыми и новыми вспышками смыслов и тем. И ужасы революции к 1929 году (году смерти Живаго) цветут маковым цветом.
Роман многожанровый. Иначе не разглядеть калейдоскопа событий, судеб, метаний души.
Роман автобиографичный. Угадываются основные жизненные вехи Пастернака, а герой все больше показывает мыслей и качеств характера автора.
Роман философский - затронуты фундаментальные категории.
Роман исторический. Он представляет собой подробный рассказ о сложнейшем, трагичном периоде в истории страны.
Роман метафоричный – он изобилует символикой, образами, метафорами.
Роман лиричный – в нем как снег, выпавший на поле после боя - стихи из тетради Живаго. И тогда становится ясно, если герой умрет, то его душа останется жить в стихах.
Какую же основную парадигму хотел решить Пастернак?
Она очевидна.
«…Быть живым, живым и только, Живым и только до конца».
За этот симбиоз в роман можно влюбиться.
Спасибо, доктор Живаго!
Спасибо, Борис Пастернак!
И кто только не бросил камень в этот роман, а те, кто не бросил камень, то хотя бы камешек метнули.
«Вся моя жизнь была только единоборством с царящей и торжествующей пошлостью за свободный и играющий человеческий талант. На это ушла вся жизнь».
На память приходит его перевод Шекспира. Монолог Гамлета «Быть или не быть» знают все, но он бесподобен тем, что позволяет всякий раз задавать производные от него вопросы. Скажем, такой. Как оставаться самим собой при любых жизненных условиях, какими бы сложными они ни были?
Пастернак удивительно точно показывает, как…
…И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.
И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.
Своему роману Пастернак отдал все, и даже чуть больше. Он знал, что роман спасает его , какой-то немыслимой силой, от приезда "черного воронка", но на всякий случай, котомка с необходимыми вещами на случай ареста, стояла в доме наготове...