Найти тему
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

Имеет ли командир право на ошибку и к чему она может привести

Многие люди считают, что быть начальником несложно и приятно - понимание груза ответственности проходит мимо их сознания. Особенно тяжек этот груз там, где командир "первый после Бога" и разделить его не с кем, а цена ошибки может быть самой высокой и для подчинённых, и для самого ошибшегося.

Сотни подводных лодок не вернулись на свои базы как в военное, так и в мирное время и в подавляющем большинстве случаев рассказать о том, почему они погибли и мог ли командир вывести их из-под удара, было некому. Однако есть и исключения. Рассмотрим гибель подводной лодки U-111 и роль в этом её командира капитан-лейтенанта Вильгельма Кляйншмидта.

Для начала - как он стал командиром? До апреля 1940-го года служил в Кригсмарине уже 8 лет и находился на должности офицера минно-торпедной боевой части лёгкого крейсера "Нюрнберг". С апреля по август проходил переподготовку для службы на подводных лодках, 19 августа на новой лодке U-124 вышел в боевой поход под командованием одного из знаменитых асов-подводников капитана-лейтенанта Георга-Вильгельма Шульца, ставшего через неделю после этого похода, 26 сентября, кавалером Железных крестов 1 и 2 степени, а через полгода получившего и Рыцарский крест, в итоге потопив 19 судов.Так что поучиться Кляйншмидту было у кого. В том походе было потоплено 2 судна противника и повреждено одно.

С сентября по октябрь, т.е. месяц, Кляйншмидт проходил подготовку как командир подводной лодки в учебной флотилии, а в декабре получил под свою команду новую U-111, введённую в строй при его участии в сентябре того же 1940 года.

5 мая 1941 года лодка вышла в первый боевой поход, а уже 13 мая открыла счёт потопленным судам противника, пустив ко дну Somersby с 8300 тонн зерна.

-2

20 мая был повреждён пароход San-Felix, а 22-го пущен ко дну Barnby с 7250 тонн муки. Поход был закончен 7 июля, лодка проделала такой путь:

-3

Она оказалась первой немецкой лодкой , действовавшей у самых берегов Северной Америки.

Второй и последний поход начался 14 августа 1941 года. 10 сентября был потоплен голландский Marken, шедший в балласте, если не считать 5 учебных самолётов. Ни один из 37 членов его команды не пострадал. Более того, U-111 всплыла и подошла к спасательным шлюпкам. Опросив команду о характере груза, Кляйншмидт предложил пищу, бренди и компас. Но всё это имелось в шлюпках и указав курс на ближайшую землю лодка ушла. Через двое с небольшим суток панамское судно подобрало спасшихся.

20 сентября был потоплен "Сингальский принц" с грузом чугуна и марганцевой руды. 57 человек команды погибло, 20 уцелели и 12 дней провели в спасательной шлюпке.

Атака производилась ночью, в два захода. Всё это происходило в районе устья Амазонки. Топливо подходило к концу, лодке было приказано передать часть торпед на другую и возвращаться на базу. По пути Кляйншмидт получил сообщение, что южнее Канарских островов находится повреждённое судно противника, ожидающее буксир и решил между делом разобраться и с ним.

2 и 3 октября лодка искала свою жертву и вот утром 4-го числа вдали был замечен корабль, лодка погрузилась для атаки. Первой ошибкой капитан-лейтенанта было то, что корабль-то оказалсся не тот, который искали. На самом деле это был траулер "Леди Ширли" переделанный в охотник за подводными лодками. С помощью гидролокатора он засёк лодку и пошёл в атаку.

И тут командир совершил вторую ошибку, не поверив акустику, классифицировавшего цель и определившего дистанцию примерно в 500 метров. Кляйншмидт был по-прежнему уверен,что это большое судно и находится гораздо дальше. Поэтому манёвра уклонения не последовало и он понял, с кем имеет дело, только после серии глубинных бомб.

В итоге в корму лодки начала поступать вода, но ничего катастрофического не произошло. Ещё можно было затаиться, запас бомб на траулере был крайне мал. Почему капитан-лейтенант решил всплывать, непонятно. Сразу после всплытия наверх выскочили сам Кляйншмидт и оба его вахтенных офиера, а также артиллерийский расчёт.

В ходе непродолжительной дуэли был убит один англичанин, зато британский снаряд из пушки охотника угодил точнёхонько в рубку лодки, убив семерых из восьми там находившихся. Выжил лишь один из расчёта 20мм автомата.

Из офицеров остался в живых один механик. Лодка быстро заполнялась дымом, вода продожала поступать. Команда была полностью деморализована, в ней было много новичков, для которых этот поход являлся первым. Привести их в чувство оказалось некому. Механик Ханс-Иоахим Хайнеке приказал выходить на палубу в спасательных жилетах и принял меры к затоплению лодки. После обнаружения её британским охотником-траулером прошло всего 19 минут.

U-111 и здесь отличилась - она оказалась первой, команда которой сдалась в плен заведомо слабейшему противнику, хотя и не первой вообще. Во время перехода в Гибралтар, хотя немцев было вдвое больше англичан, попыток захватить судно они не делали.

Мог ли командир не совершить этих ошибок? Скорее да, чем нет, но исправить уже было невозможно ничего и некому.

.......................................................................................

"Леди Ширли" ненадолго пережила своего противника. Через пару месяцев она была потоплена более удачливой лодкой U-374. Траулер погиб со всем своим экипажем. Попытавшийся расквитаться с лодкой другой самопальный охотник был также ею торпедирован. Две трети его команды погибли.

В январе 1942 года U-374 была потоплена британской подводной лодкой Unbeaten. Выжил только один человек. В ноябре 1942 года Unbeaten была в свою очередь потоплена, но уже своей британской авиацией. Не спасся никто...

Другие статьи о подводниках:

Случаи, когда подводная лодка погибла, а её командир - нет. И наоборот

Легко ли выйти из затонувшей подводной лодки